Как HR может повысить производительность компании

Опубликовал(а)

Фомичева2У человека или компании есть два способа обработки информации: логическая и эмоциональная. Эмоциональная позволяет нам отследить, что происходит вокруг, получить информацию об эмоциях и о ситуации вокруг нас. Например, мы видим, что собака оскалила зубы – значит, она может укусить. Соответственно, мы можем предпринять какие-то действия. Это эмоциональный интеллект, поясняет Светлана Фомичева, директор консалтинговой компании «BMG Consulting» / «АЛЕКСА ГРУПП» — консультант в области организационного, командного и персонального развития и эффективности, тренер по лидерству и управлению, мотивационный спикер, коуч. Как эмоциональный интеллект может пригодиться HR-отделу, читайте ниже. 

Логический интеллект позволяет нам обработать информацию и принимать решения. Эмоциональный интеллект – это способность вместе обрабатывать эмоциональную и логическую информацию и принимать на ее основе правильные решения, соединенные с реальностью. Кроме того, он позволяет принимать креативные решения, заниматься творчеством, соединять интуицию и логику. Этот навык пригождается и отделу персонала, и компании – без него она живет плохо.

Одна из функций HR-службы – это подбор персонала. Если мы обладаем эмпатией и можем правильно определить требования руководителя, правильно составить разговор с кандидатом, оценить, что мы видим, соответственно, выбрать правильного кандидата. Есть такое словосочетание – «химия тела компании». Это неосознаваемая часть, «наш-не наш», логикой ее не определишь. Например, просишь компанию описать, как выглядят «ваши люди». Одни говорят: «Мы быстро принимаем решения. Мы работаем в open space, мы много разговариваем, мы эмоциональные и быстрее всех успеваем, быстро принимаем решения и за счет этого мы успешны». Приходишь в другую, такую же успешную компанию. Они говорят: «Мы всё тщательно проверяем, сидим в офисе с длинными коридорами и отдельными кабинетами. Мы никогда не допускаем ошибок. Да, в 50 % случаев не успеваем, но мы все равно успешны, потому что мы всё делаем правильно». Компании работают по-разному, но они одинаково успешны. Понимать, какова твоя компания, какие люди в ней работают и каков ты сам – это заслуга эмоционального интеллекта.

Я могу выбирать людей просто логикой. Например, мне нужен главный бухгалтер. Я оценила человека профессионально (а он прекрасный работник), но не обратила внимания на то, что он медленно принимает решения. Он из компании другого типа.

2_depositphotos.com

HR – это душа компании, это подразделение отвечает за атмосферу в компании. И какой будет эта атмосфера: ответственности, самостоятельности, страха, недоверия, — в большей части зависит от HR. Поэтому он должен как чувствительный компас уметь ловить сигналы, что происходит с людьми в организации, понимать их эмоции и уметь с этими эмоциями работать: давать обратную связь, успокоить людей, если они напуганы, как ставить их на место, если нужно, как сделать так, чтобы люди к тебе пришли. Нужно почувствовать эту эмоцию и уметь ее отработать.

Сейчас многие компании работают над клиентоориентированностью и сервисом. Эмоциональный интеллект нужен для того, чтобы это построить. Сервис начинается с сервисного мышления, а это чувствительность к клиенту – что ему нужно, какие у него потребности. Эмоциональный интеллект отвечает за то, чтобы мы понимали свои потребности и других, чтобы мы умели давать клиенту то, что ему нужно.

Еще он помогает HR-отделу наладить взаимодействие между подразделениями и людьми. Любую компанию можно представить как большую социальную сеть, только там вместо «френдов» сотрудники или подразделения. Мы все к ней подключены. Между нами есть открытость, понимание, кто что делает, единое информационное поле, обмен информацией, обмен эмоциями: и положительными, и отрицательными. Если коллеги работают с такими суровыми лицами, что к ним страшно подходить, это будет проблемой выполнения работы.

Еще эмоциональный интеллект нужен самой службе персонала, чтобы восстанавливать свои ресурсы и помогать другим поддерживать этот баланс: мотивации, энергии, осознанности, когда ты получаешь от работы удовлетворение и удовольствие, а не выполняешь тяжкий труд.

Кейс: как эмоциональный интеллект помог снизить сбои на производстве

Сейчас многие компании работают с производительностью. Производительность тесно связана с эмоциональным состоянием человека или компании в целом. Однажды компания обратилась с такой задачей – у нее все время происходили сбои на производстве: сбои с качеством продукции, что-то где-то перепутали, кто-то нарушил правила. В течение двух лет такие проблемы нарастали. Им не помогала система управления качеством и жесткие карательные меры, увольнения, штрафы. Всё это не работало.

Теперь давайте посмотрим на ситуацию с точки зрения эмоционального интеллекта. HR-отдел собирал и руководителей, и сотрудников, которые работают руками. Они начали обсуждать в группах, что такое качество, почему происходит то, что происходит, и как улучшить ситуацию. Мы работаем с моделью Йельского университета по эмоциональному интеллекту. Этот первый шаг там называется осознание текущей ситуации. Мы часто воспринимаем ситуации как случайности. Раньше они разбирали каждый случай отдельно, всем было стыдно, но потом всё повторялось. Теперь, когда они выписали на одном листе, сколько случаев произошло, и нарисовали график, все увидели существенный рост проблем на предприятии. Я спросила, какую эмоцию они чувствуют, когда смотрят на этот график. Они говорят: «Стыдно!» С точки зрения эмоционального интеллекта стыд не способствует тому, чтобы человек начал исправлять эту ситуацию. Стыд заставляет нас убегать, прятаться и скрывать, не признавать ситуацию. Вина – другое дело, «я допустил ошибку и могу ее исправить». Ничего не происходило, потому что не было признания ситуации, от неё хотелось побыстрее отделаться. Они зафиксировали эту эмоцию.

group of business men ll

 

После этого группы собирались еще несколько раз и искали решения, как это можно сделать. Они нашли несколько интересных технологических моментов, познакомились с опытом других компаний. Главное, что с каждым шагом в них росла уверенность, что это возможно. Люди говорили HR-службе: «Теперь мы пробуем, встречаемся и обсуждаем, находим дальнейшие решения».

Кроме этого, они стали измерять взаимодействие между подразделениями. Оказалось, что ряд проблем возникал из-за несогласованности. Например, кто-то поставил высокий производственный план, не предупредив производство. Им пришлось перестраиваться в режиме аврала, возникла ошибка. Они стали ставить баллы за взаимодействие. У руководителей подразделений было много открытий. Они не думали, что так важно заранее присылать производственный план. Было много претензий к службе персонала, потому что она медленно подбирает людей, как думали руководители. Когда они разобрали эту цепочку, руководители увидели, что меньше, чем за 3 недели, подобрать человека невозможно. Они сделали банк кандидатов, и противостояние прекратилось. Уменьшилось количество конфликтов, улучшилось взаимопонимание.

С помощью понимания эмоций и налаживания взаимодействия появилась ясность. Так мы можем наладить всю систему, что и произошло в этом кейсе. У них серьезно уменьшилось количество сбоев, они поняли и приняли, что такое качество.

Роль службы персонала была очень велика, потому что они были держателями этого процесса: измерителями взаимодействия, организаторами и модераторами встреч, они фиксировали и рассылали информацию, готовили статью в корпоративной газете на эту тему, искали фотографии лучших, а не худших. Они навели порядок и были одним из центров этих изменений.

Сейчас мир быстро меняется, потоки информации просто огромны. Поэтому нам важно знать эти правила и тренировать свой эмоциональный интеллект. Если мы не учитываем эмоции, наша деятельность становится раскоординированной, и удовольствие от деятельности резко падает. Таким соединителем логики и эмоций в компании может быть HR-служба.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s