HR-club · HR-кейсы

Опыт «ВымпелКом»: как работать с поколением Y

БилайнСегодня уже более 60% сотрудников в российских компаниях рождены после 1985 года, а значит относятся к «миллениалам» или, говоря более привычным термином, к поколению Y. В чём особенности этого поколения и как учитывать их при отборе кандидатов, в процессе мотивации и управления, рассказала Наталия Герус, директор по работе с персоналом и организационному развитию компании «ВымпелКом» («Билайн»).

Нарисуйте поколенческий портрет

Для начала ответим на вопрос, какие они, игреки? Это молодые люди, 1985-2000 года рождения, которых отличает амбициозность и смелость, желание постоянно учиться, обострённое чувство личного времени и пространства. Миллениалы хотят не просто зарабатывать деньги, но и получать тот самый фан, который позволяет им почувствовать себя вовлечёнными в бизнес-процессы. Они открыты к обратной связи и не боятся выражать свою позицию. Представители поколения Y живут в двух мирах: оффлайн и онлайн, для них важно делиться своими впечатлениями с большим количеством людей. В отличие от поколения X (их родители, рожденные в 1964-1984 годах), которое училось с помощью книг, в обучении миллениалов все большую роль играет видео – сочетание звука и быстро меняющейся картинки.

Прежде чем начать учитывать все эти факторы в работе с персоналом, важно понимать поколенческий состав работников компании. Согласно проведенному нами исследованию, 60% сотрудников офисов продаж в регионе Восток относятся к поколению Y. И это соотношение соответствуют ситуации на рынке в целом. Через 5 лет эта цифра увеличится до 70%, а значит, совсем недалеко то время, когда миллениалов будет подавляющее большинство. И нужно быть к этому готовыми.

Игра вместо собеседования

Мы в «Билайне» активно применяем различные новые форматы, позволяющие повысить эффективность работы с игреками, вовлечь и замотивировать их на работу в нашей компании. Один из успешных кейсов – проведение Всероссийского форума карьеры BeeWelcome. Форум проводится в целях привлечения талантливых студентов на оплачиваемую стажировку в различные подразделения компании. Формат предполагает приглашение студентов соответствующих специальностей в офис компании, погружение их в нашу атмосферу, общение с руководителями и, самое важное, игру с возможностью проявить себя и зарекомендовать в качестве кандидата на стажировку. Форум проходит уже второй год и позволяет выявить по-настоящему замотивированных студентов. Например, в этом году мы предложили студентам принять участие в интеллектуальной игре, проверить общую эрудицию, решить логические задачки. И результатом применения такой механики стало то, что буквально за несколько часов мы смогли выявить самых активных и умных ребят, готовых быстро решать самые разные задачи и выстраивать работу в команде. Они стали победителями форума BeeWelcome и, помимо приятных брендированных подарков, получили путёвку на финальный этап собеседования на стажировку.

Учимся, играя

А как обстоит дело с обучением игреков? В нашей компании мы активно используем дистанционные онлайн курсы — в том числе, в привычном для поколения Y формате компьютерной игры. Игреки не воспринимают информацию в виде лекции, поэтому существенная часть электронных курсов являются интерактивными. Так, для изучения процесса продаж сотрудникам офиса предлагается компьютерная игра, где представлена ситуация и несколько вариантов развития событий. Например, какой фразой правильно приветствовать пришедшего в офис клиента. За ответы начисляются баллы, общая сумма которых определяет рейтинг обучающегося среди других.

Другой пример игрового обучения — тренинг «Про продажи» в формате «Монополия». Мы специально подготовили большое поле и сделали свои кубики. Во время игрового процесса участники делятся на 2 команды, бросают кубики, передвигают фишки по полю и попадают на определенное задание. Например, «как помочь сэкономить человеку, у которого вся семья на Билайн». Если команда отвечает правильно – продвигается вперед на 1 ход.  Если нет – возвращается на ход назад.

Мотивация

Интерес к поставленной задаче– главная причина успеха Y в работе. Игреки ориентированы на быстрый результат, они не принимают долгосрочные цели. Они мыслят так: «Если мне будет интересна эта работа, я включусь в неё, если нет – деньгами вы меня не удержите». Миллениалами движут сильные мотивы к содержательности, интересности работы, и умеренные — к деньгам. Рейтинги лучших продавцов мотивируют их не меньше, чем деньги. Им интересны эмоции, которые не купишь — например, быть героем в своей компании. Так, руководители в нашей монобрендовой сети составляют список лучших продавцов по итогам недели и вставляют его в свою подпись к электронным письмам. Мысль о том, что их имена может увидеть вся компания, подстегивает сотрудников поколения Y работать эффективнее и бороться за попадание в рейтинг.

Кроме того, мы, следуя сложившимся традициям, ежемесячно награждаем лучших сотрудников грамотами. И это до сих пор работает. Многие из управляющих в наших офисах даже соревнуются числом полученных грамот. Практика показывает, что ими интересуются 20% самых активных сотрудников, которые приносят 80% результата.

Другой метод нематериальной мотивации сотрудника поколения Y — накопление бейджей отличия за достижения, которые получили новую жизнь в эпоху социальных сетей (как в Foursquare, на Флампе и в других приложениях). Такие вещи работают на так называемое эмоциональное поглаживание игреков, на публичное подтверждение успешности их действий.

Забудьте о субординации

В завершение хотелось бы озвучить два основных тезиса, которые лично я всегда держу в голове при работе с поколением Y. Первый – не нужно рассчитывать, что такие сотрудники будут трудиться на благо компании всю свою жизнь. Игрек легко расстаётся с работодателем сразу, как только тот перестаёт быть для него интересным.

Второе – руководитель сотрудников, относящихся к поколению Y, по сути является проектным менеджером. Его задача — находиться внутри, а не над коллективом. Игрекам важно быть услышанными, важно ощущать себя на равных – и для эффективной работы это должно отражаться на стиле проведения совещаний, на способе коммуникации и на системе отношений внутри коллектива. Кабинет, где сидят игреки, — это в определенной степени тусовка по интересам. Поэтому задача управленца — не в том, чтобы навести строгий административный порядок и выстроить иерархию подчинения, а в том, чтобы направить энергию этой тусовки в правильное русло для максимально эффективного решения той или иной задачи.

Опыт «ВымпелКом»: как работать с поколением Y: 27 комментариев

  1. Я игрек! И вы всё так точно про меня написали, даже прослезился.
    Деньгами не удержишь — это чистейшая правда! Я когда устраивался даже не смотрел на размер зп, меня увлекли мои обязанности.

    Нравится

  2. А я не игрик, но стремления у меня больше чем множества игроков, вместе взятых. Считаю, что все что здесь описано, можно отнести к любому человеку, независимо от поколения. Главное, чтоб у человека были мечты, цели и огромное желание достигать своих цели!!!

    Нравится

    1. Согласна. Я тоже далеко не Y, и даже не X. Но я с большой отдачей работаю только тогда, когда мне интересно. Даже если получаю за это небольшую зарплату. Правда, есть отличие: если мне перестаёт быть интересно в организации, я не пишу заявление об увольнении, а начинаю выискивать в этой организации и в своих обязанностях то, что может меня заинтересовать. И вообще всё зависит не от того, когда человек родился, а от того, кто и как его воспитывал, какие черты характера в нём развиты.

      Нравится

  3. Слишком большой разброс 1985-2000. После 1995 у людей уже совершенно другое мышление и другие ценности

    Нравится

  4. Для руководства это крайне удобно. Не надо раззаряться на зарплату и бонусы — даёшь печенюшки и иксбокс. Геймификация и дебилдинг во все щели )

    Нравится

  5. В 2006 -2008 годах, мой сын 2000 г р учился в начальной школе по авторской программе : на переменах им организовывали игры на коврах, форма подачи была в видеоматериалах и прочих развлечениях, олимпиады в игровой форме. Напрашивается вывод, что видимо дети этого поколения ещё долго «не повзрослеют» и хотят к себе такого же отношения, что было в начальной школе

    Нравится 1 человек

  6. Уыпий йаду ща пойду тебе на лекцыюслухать или поганую книгу читать.какие целиродаки савсем оборзели, денег не дают, тачку не покупают, с пацанами потусить не на что, гаварят иди работай а на хрена мне это надо, мне ищо 23 . на 3 работах побывал, йад в натуре.

    Нравится

  7. Согласна с Ольгой, спорная статья. Люди, рожденные в 90-95 годах… отличаются от рожденных в 85-88. А 1997-2000 еще больше отличаются от 85-88, по простой даже причине, между ними лет так 10 разницы).

    Нравится

  8. 100% правда. 1987 г.р. терпеть не могу субординацию, предпочитаю неформальное общение во всех ситуациях. Как жаль, что не все работодатели читали эту статью…

    Нравится

  9. Может для Билайна это актуально, а для простых работяг нужны реальные знания и навыки, а не безумные идеи. Все об офисах беспокоитесь, а кто вам хлебушек печёт?

    Нравится

    1. Категорически с Вами согласна!!! ))))
      Хотя и рабочих-специалистов после 85г.р. тоже легче мотивировать чем-то нефинансовым, чес более старшее поколение…. я не говорю о тех, кто предпенсионного и пенсионного возраста — эти люди работают пока могут на голом патриотизме

      Нравится

  10. Забавно, что подобные статьи пишут HR из всяких Телекомов, Нанотеков и т.п. подобных компаний. А мне бы вот очень хотелось почитать особенности особенности работы с персоналом на заводе по производству труб, например. Как там обстоят дела с иксами, игреками прочими буквами?

    Нравится

  11. Да уж… Не увлекают их долгосрочные цели… Их не интересуют деньги… Квартиры они тоже на «выданные грамоты» будут себе покупать? Вечные дети! Очень удобно для руководства крупных корпораций — создал управляемую тусовку — и вперед… К счастью, мозги у поколения Y все же есть и они начинают «работать» и понимать, что молодость не вечна, ближе к 30 годам…Не очень поздно, что бы реально что-то успеть в этой жизни. И тогда у них и цели долгосрочные появляются, и деньги их мотивировать начинают… Так что все это действительно для молодых Y-ков, лет до 30-ти…

    Нравится

  12. Илья, я сомневаюсь в том, что Вы устраивались в компанию с з/п в 20000т.р. за увлекательными обязанностями т.к. в наше время эта сумма ничто и какими бы не были обязанности увлекательными после первой зарплаты вы уволитесь и будете смотреть от 50000 т.р. как минимум, если конечно у Вас не обеспеченные родители которые могут Вас содержать всю жизнь и ни в чем не отказывать, таких работников нужно избегать т.к. они действительно будут увольняться или работодатель будет увольнять, когда через пару месяцев у работника пропадает интерес. Все таки любой бизнес развивается благодаря сотрудникам которые получают достойную зарплату и развитие в компании. Какие бы игрушки или другие программы не придумывали, работники будущие хотят зарабатывать.
    Качество работы продаж и услуг оставляют желать лучшего в любой сфере абсолютно кроме тех кто работает в сфере «Luxe» где продавец зарабатывает от 150000т.р. им не нужно придумывать грамоты мотивации и т.д. и прочую ерунду т.к. люди заинтересованы и замотивированы зарплатой, увлекательной работой приносящей доход. Да и офисы не нужно раздувать на огромное количество директоров и замов и их замов и секретарей, тогда компания сможет платить достойную зарплату всем своим сотрудникам включая продавцов которые приносят доход всей компании в этом и будет успех компании, а не от количества директоров.

    Нравится

  13. Поколение полудурков. Ни учится не могут, ни работать. Живут в прострации. Понятие «долг», «честь», «обязательства», «обратная связь» для них отсутствуют напрочь. Общепринятых жизненных ценностей нет.

    Нравится

  14. Статья описывает обычное манипулятивное воздействие на людей, называемых «игреками». Я лично считаю, что нет принципиальной разницы в поколениях. Молодёжь всегда амбициозна и активна. Будь-то 1945 год или 2016.

    Нравится

  15. что билайн решил игроманам дать поиграть в работу — молодец. что игроманам надоедает играть и они игру бросают — тоже понятно.
    а вот про XY деление непонятное. меня в школе на биологии не так учили. в а тут деление скорее по возрасту(опять какие-то элементы игрищ, только уже на читателей). естественно, взрослым людям — ЗП важнее, чем игры, т.к. им своих собственных игроманов уже кормить надо.

    Нравится

  16. судя по изложению, это статья для Y-ков.
    нормальные люди обозначают возрастные группы и семейное положение более традиционным образом. и всё таки обращают внимание на уровень предлагаемой ЗП, а в статье этот вопрос — как бы и не вопрос. интересно было бы посмотреть помесячно зависимость эффективности работы Y-ков в зависимости от количества их участий в «кадровых» мероприятиях при сохранении уровня их ЗП.

    Нравится

  17. Этими играми большие корпорации еще долго морочить голову будут. Жалко что некогда сильная нация начинает из-за этих гигантов из-за бугра деградировать и умирать. Надеюсь что мы когда-нибудь все-таки встанем «с колен» и будем работать за реальные деньги, а не за тарелку супа

    Нравится

  18. «В отличие от поколения X (их родители, рожденные в 1964-1984 годах), которое училось с помощью книг, в обучении миллениалов все большую роль играет видео – сочетание звука и быстро меняющейся картинки».
    Напишите проще: клиповое мышление.
    «Они открыты к обратной связи и не боятся выражать свою свою позицию». Повторяющееся слово. Исправьте.
    Денис, только надо было написать не «полудурков», а «тупорылых имбецилов» и мата побольше-побольше!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s