HR-club · HR-кейсы

Тренер дешевле травматолога

Сколько денег компании в пустую тратят непрофессиональные водители и почему за это несет ответственность HR? Ян Доломанов, директор по развитию учебного центра «Актив-Безопасность», нашел три общих проблемы HR-менеджера и водителя служебного автомобиля.circle

— Бизнес-автопарк нашей страны — почти 4 миллиона малотоннажных грузовиков и фургонов, 3,7 миллиона средних и тяжелых грузовиков и почти 400 тысяч автобусов. Вместе это уже 8 миллионов автомобилей, даже без учета легковых автомобилей, используемых юридическими лицами (данные на 1 января 2016 г по данным autostat.ru). Что чаще всего создаёт компаниям — их владельцам проблемы с безопасностью движения? Человеческий фактор. И тут возникает много общих интересов у руководства автопарка, у HR-менеджеров и у сотрудников, управляющих корпоративными транспортными средствами (а это не только профессиональные водители: тут и торговые представители, и сервисные специалисты, и менеджеры с автомобилем, включённым в соцпакет).

Есть в связи с этим три проблемы, которые часто называют очень похоже, но за которыми стоит совершенно разное содержание для корпоративного водителя и для управленца, за этого водителя отвечающего.

 

Проблема №1: «Всё под контролем!»

Два «возраста водителя» подводят его излишней самоуверенностью: после года вождения и после 10 лет. Это общая статистика — хотя есть люди, которые считают, что у них-то всё по-другому.

Опасная иллюзия управленцев — что всё под контролем государства. Да, ГИБДД не только регулирует выдачу «прав», но и штрафы выписывает, и ДТП оформляет. Но всегда ли в компании видна общая картина: сколько и каких штрафов «привозят» разные категории водителей в разбивке по регионам? Все ли ДТП известны? Есть ли обзор по ним? Как сравнить аварийность, если в регионе «А» 30 машин, небольшие пробеги, но 70 аварий в год — а в регионе «Б» 130 машин, пробеги по 200 км в день, а аварий — 150 в год?  А если на эти вопросы нет чётких ответов — то как можно управлять тем, что не научились пока измерять и контролировать?

 

Проблема №2: «Куда он едет, … [животное]!»

Для водителя, даже вполне владеющего навыками управления и ведущего себя осмотрительно, поведение других водителей может оказаться сюрпризом и поводом для эмоций. Для управленца сюрпризом может оказаться, что сотрудник уехал совсем не туда, куда должен был. Такую проблему водителя хорошо решают тренинги по защитному вождению, позволяющие не попадать в ситуации, из которых пришлось бы выкручиваться. Начинается такой тренинг с необходимости “достучаться” до водителя, который порой уверен, что вот у него-то лично всё хорошо и с ним ничего не может случиться. Вместе с ним разобраться, какого рода риски ждут нас на дорогах, в чём корневая причина аварий, можно ли от неё защититься и как. Нужно разобрать три ключевые фактора безопасности, которые всегда под контролем водителя: его скорость, пространство вокруг и его наблюдение, приводящее к своевременным действиям. Ну и конечно, как эти факторы работают в совокупности, защищая водителя в типовых и экзотических дорожных ситуациях.

Проблему для менеджера, что водители не придерживаются целей и маршрутов поездок, решают сочетание политик и процедур (в особенности по управлению поездками) в сочетании с бортовыми системами мониторинга (БСМ, также называемые «чёрные ящики» — онлайн собирающие информацию о том, где и как эксплуатируется автомобиль компании).

 

Проблема №3: «Поговорили — разошлись»

Когда водитель удостаивается «воспитательной беседы» об опасном вождении со своим руководителем или HR бизнес-партнером, чаще всего звучат аргументы «что ж ты так», «езди аккуратнее», «будь внимательнее» и прочие призывы за всё хорошее против всего плохого. Какую конкретную пользу может извлечь сотрудник из такого разговора? Каким приёмам вождения он научился, какие свои ошибки осознал, что решил делать по-другому?

А на совещаниях руководству приходится «на коленке» придумывать решения, которые не всегда самые эффективные: провести собрание, написать приказ, вызвать «на ковёр»…Чем же на самом деле может управлять компания в стремлении к безопасности движения?

 

Лучшие практики в нашей стране показали, как решительно снять в автопарке проблемы аварийности. Необходимо внедрить и комплексно применять 5 ключевых практик:

  1. Личное стремление первых лиц компании к улучшению БДД и снижению аварийности парка (вопрос акционера: «если директор не может добиться от водителей порядка — как он справится со всем бизнесом?»)
  2. Эффективные политики, стандарты и процедуры в отношении автотранспорта в компании
  3. Действенные административные инструменты и практики («две неотвратимые морковки» поощрения и наказания, их быстрота и регулярность, информированность сотрудников)
  4. Инструменты и практики контроля и мониторинга водителей («нарушаю — позвони», БСМ, проверки, осмотры и рейды)
  5. Отбор и тестирование, обучение и развитие сотрудников как водителей (требовать тогда, когда научили. «Тренер всегда дешевле травматолога»).

Разумеется, для каждой компании реализация этих пяти практик должна быть индивидуальной. При этом такой опыт есть, он доступен и приводит к значительному (до 51%) снижению аварийности и практически искореняет травмы с потерей трудоспособности.

 

Реклама

Тренер дешевле травматолога: 3 комментария

  1. Хотите знать как снять в автопарке проблемы аварийности?
    Прислушивайтесь к мнению самих водителей!
    Странный у вас подход. Далёкий от реалий жизни.
    «если директор не может добиться от водителей порядка — как он справится со всем бизнесом?») — штамп ошибочный. Тотальный контроль ведёт не к порядку, а увеличению бюрократической нагрузки на водителя. Что само по себе повышает утомляемость водителя и приводит к повышению риска аварийности на дорогах. Как говорится: «С чем боролись — на то и напоролись».
    Ещё один штамп: «Я главный — мне виднее». Руководитель должен руководить, а не водить каждого работника за руку и объяснять ему как дитё из ясельной группы по 10 раз что и как ему следует делать. Приняв на работу специалиста имейте мужество признать что он лучше вас знает как и что ему делать. Потому как ему на месте виднее многие нюансы, которые руководителям из их офисов не известны и как следствие не принимаемые в расчёт.
    Хотите чтобы работники хорошо выполняли свою работу (это касается не только водителей, но и других работников) дайте им задание, и выслушайте работника. Он вам сам скажет как можно сделать эту работу наилучшим образом и что ему для этого потребуется. Обеспечьте всем необходимым и забудьте на время о ней.
    Запомните! Гениальное — всегда просто!!! Не стоит мудрить, высасывать из пальца идеи, ломать голову себе и другим надуманными проблемами. Есть задача — есть решения. Работа руководителя состоит в том, чтобы сделать оптимальный выбор исходя из приоритетов его компании. Так занимайтесь своим делом и не суйте нос куда вам путь заказан. В противном случае байки про «офисный планктон» будут только подкрепляться вашими «умными» решениями.

    Нравится

    1. Уважаемый Павел, здравствуйте!

      Спасибо за высказанное вами мнение.

      Вы критикуете несколько тезисов, которые однако в самой статье не заявлены, судите сами: ни про «тотальный контроль», ни про «Я главный — мне виднее» речи в статье нет. Тем не менее управление автомобилем очевидно связано с повышенной опасностью, и потому — да, водителей необходимо и контролировать (в разумной степени), и управлять системой БД (как минимум в рамках ТК, 181-ФЗ об ОТ и 196-ФЗ о БДД, ну и вплоть до реализации новых стандартов ISO 39001 — Системы менеджмента Безопасности Дорожного Движения) — это обязанность руководства компании.

      Как я вас понял, ваше основное предложение — передать управление безопасностью движения на предприятии самим водителям, а руководителям от этой деятельности самоустраниться «на время». Теоретически это наверное могло бы дать эффект при двух условиях: первое — водители невероятно «совестливые и талантливые трудоголики», причём все, без единой «чёрной овцы». И второе — в компании есть устоявшаяся культура взаимного уважения и доверия. В «реалиях нашей жизни» мы такого не наблюдаем, при том что знаем эти реалии очень хорошо: наша компания знакома с положением дел в автопарках более чем тысячи компаний — лидеров в своих отраслях.

      Если у вас остаются сомнения по перечисленным проверенным 5 ключевым практикам — хотелось бы услышать, что конкретно смущает и почему. Причём из позиции управленца, отвечающего за людей и результаты их деятельности, как это подразумевает сам формат HR клуба.
      Всегда готов к аргументированному диалогу.

      С уважением

      ЯН Доломанов

      Нравится

  2. Не понимаю, почему не поставить грамотного начальника транспортной службы, а самому руководителю заниматься своим делом и не лесть со своими «указивками» к профессионалам?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s