Пространство работы: что офис может рассказать о вашей компании

Опубликовал(а)

АнаньеваТатьяна Ананьева, директор по развитию «Апостроф-медиа» (партнер Universum Global), преподаватель НИУ-ВШЭ, поделилась наблюдениями из своей практики о том, на что нужно обратить внимание в офисе, чтобы компания стала более привлекательной для соискателей и комфортной для сотрудников

В силу специфики своей работы мне регулярно приходится бывать в офисах различных организаций. Поскольку я профессионально занимаюсь темой развития корпоративной культуры и бренда работодателя, то в силу профессиональной деформации «сканирую» пространство, отмечая определенные детали, которые рассказывают и по факту показывают культуру компании.

В последнее время тема пространства работы – места, где сотрудники проводят большую часть дня – стала всерьез привлекать мое внимание. Я даже стала делать регулярные визиты в компании, которые очень эффективно организуют свои офисы и делают их важной составляющей культуры, а нередко и позиционирования на рынке труда. Об этом я пишу потом в свой блог, но уже сейчас готова поделиться рядом своих наблюдений.

Наблюдение 1.  Возможности офиса как элемента культуры зачастую недоиспользованы или не осознаются

В большинстве компаний, куда я попадаю на встречи, офисы не входят в ведение HR-подразделения. В лучшем случае при переезде они прикладывали какие-то усилия, а в текущем режиме отдельные его элементы управляются службой персонала или их коллегами из внутренних коммуникаций. Все это приводит к довольно стандартным и однотипным форматам: стандартные коридоры со светлыми обоями ил краской, некоторое количество фотографий на стенах (нейтральные картинки из Икеи или иных магазинов декора), кабинеты руководителей и стандартные кабинеты или опен-спейсы для сотрудников. В мебели доминирует цвет светлого дерева, либо сине-серые тона.  Все максимально рабочее и одновременно довольно безликое.

Самые красивые зоны – это зона ресепшн и кабинета генерального директора, иногда украшаются некоторые переговорные. И дело зачастую не в отсутствии денег, а в элементарной недооценке значимости этих визуальных факторов, которые являются отражением культуры компании.

Компании, где есть душа и стремление придать офису доброжелательный, красивый вид, видно сразу. И это не столько вопрос денег (я была в очень дорогих, стильных и при этом довольно стандартных офисах), сколько именно готовность и желание компании и ее службы персонала приложить усилия и сделать что-то свое. Иногда это была небольшая зеленая зона, где стояли цветы и пуфики, купленные на средства сотрудников (сбор при этом был организован коллегами из HR).  Это нестандартные название переговорных комнат (в честь известных людей, сделавших прорывные инновации для человечества или комнаты, оформленные в особом стиле и имеющие добрые, человечные названия). Однажды я увидела вообще очень бюджетный, но «говорящий» вариант: стены переговорной украшали фото известных дирижеров и это сразу говорило и о культуре компании и о ее подходе к работе.

В большинстве же компаний потенциал пространств далеко не исчерпан и может стать яркой визитной карточкой культуры.

 

Наблюдение второе: «дьявол в деталях»

Интересный офис,  показывающий культуру компании и работающий на задачи бизнеса выражается не в том, сколько денег было потрачено на обустройство или какой дизайнер интерьеров работал с компаний. Все проявляется в мелочах, которые бывают очень говорящими.

В одном офисе было много комнатных растений (при прочей лаконичности пространства) и это создавала совершенно особый контекст (а заодно и улучшала качество воздуха в помещении). В другой компании стояли автоматы не с классическими снеками, а со здоровой едой (аналогичным было и меню в столовой).  Кто-то размещал у себя салон красоты или студию маникюра,  где сотрудники за свои деньги могли получить услуги в течение дня.  Кто-то обклеивал стены супергероями или рисовал граффити. Кто-то ставил необычную, яркую мебель нестандартного дизайна в переговорных (и они обретали другой облик и создавали совершенно иной контекст для работы). Компании вымеряли высоту перегородок для сотрудников, делали интересные и добрые надписи в местах общего пользования, интересные наклейки на зеркала или даже печатали обращения на туалетной бумаге. Из таких маленьких деталей складывался в целом образ компании, представление о ее культуре.

Отдельно стоит сказать о том, что практически все инновационные компании с открытой культурой очень заботятся о качестве мест, где сотрудники могут встречаться друг с другом и обмениваться идеями. Это как стандартные кухни и кофе-поинты, так и отдельные «игровые» комнаты, где на самом деле чаще идут мозговые штурмы, нежели настольные игры. А также разные небольшие переговорные и оформленные пуфиками или диванами места, где можно сесть и обсудить проект «на ходу» и заодно быстро решить свои вопросы.

Цвет офисных стен, дизайн мебели и ее качество, освещение рабочих мест – все это формирует представление и впечатление о компании и при правильном акцентировании способно добавить баллов вашей компании.

Наблюдение 3. В основе дизайна – культура и задачи компании

Если при планировании офиса во внимание принимаются исключительно экономические соображения и традиционные подходы к рассадке сотрудников, то он  не будет максимизировать вовлеченность и качество работы сотрудников.

Лучше при проектировании принять во внимание культуру компании, а также принятый режим работы, особенности самой деятельности. Есть отделы, где много общаются (отделы продаж) и там важно создавать места, где люди могут говорить, не мешая другим. А есть такие, где важен обмен идеями вслух или нужно создавать новые мысли и для творческого процесса иногда нужно небольшое отвлечение (посмотреть в окно, закрыть глаза и настроится).

А еще важна сама культура и ее отражение. Одним из самых ярких примеров является планирование кабинетов руководителей. Открытость культуры считывается мгновенно: в большинстве таких компаний стол для совещаний и встреч стоит отдельно от рабочего, чтобы сразу исключить «позиционное доминирование» хозяина кабинета.  Да и сам дизайн в этом случае достаточно легкий, а мебель эргономично-экологичная или современно-практичная, а не массивно-дорогая.

Я продолжаю изучать тему рабочих пространств, но надеюсь, что вы после этого материала посмотрите более внимательно на то, что окружает вас и ваших коллег помногу часов в день. И, возможно, у вас возникнут идеи о том, что можно улучшить в вашем офисе.

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s