«Придется работать в два-три раза больше»

Опубликовал(а)

Каждый год работодатели говорят о сезонности на рынке труда. Мы спросили рекрутеров из разных городов, сложно ли подобрать персонал в этот период (например, менеджеров по продажам).


Ксения Андреева,  HR филиала компании «1С-Рарус» по СЗФО (Санкт-Петербург):

1C-Рарус«В нашей компании можно отметить сезонность в подборе персонала, особенно на таких позициях, как менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами. Лето для таких позиций – не самое простое время в контексте закрытия вакансий. Объяснений тут несколько.

Во-первых, новые кандидаты не всегда хотят выходить на работу летом. Они желают отдохнуть, едут в оплачиваемый отпуск.

Во-вторых, летом многие наши реальные и потенциальные клиенты уходят в отпуск, и, как следствие, снижается загруженность персонала. Кандидаты это понимают. А зарплата менеджера по продажам напрямую связана с количеством сделок, поэтому летом на такой позиции много заработать сложно. Проще в это время находиться в отпуске, а «пахать» начинать с сентября. И многие кандидаты прямо говорят, что предложения рассматривают сейчас, но выходить на работу планируют с осени. То есть для HR закрыть вакансию летом – сложнее.

В-третьих, многие кандидаты в отпуске ходят на собеседования, а потом возвращаются на работу отдохнувшими и… передумывают увольняться. Около 70% офферов, сделанных кандидатам во время их отпуска, в итоге слетают. В отпуске кандидат мыслит иначе, он может даже принять предложение. Но потом он возвращается в привычную среду – и уже никуда не хочет уходить из своей компании.

К осени на рынке труда появляется больше резюме, но и вакансий становится больше, так как работодатели прекрасно знают о «летних проблемах» и стараются по возможности дотянуть с открытием вакансий хотя бы до августа. Таким образом, процентное соотношение резюме и вакансий, спроса и предложения, существенно не меняется. Кстати, резюме на рынке труда всегда больше, чем вакансий. Но: готовность кандидатов к выходу на работу, к смене работы летом намного ниже, чем осенью. Это – тот случай, когда простое процентное соотношение не отражает реальной ситуации, нужно еще и учитывать качественную составляющую. Летом 2016 ситуация кардинально от прошлых сезонов не отличалась, тенденция подтвердилась.

Еще один важный момент: летом в отпуск уходят и руководители потенциального сотрудника, а ведь им нужно принимать участие в собеседовании, готовить оффер, вводить нового сотрудника в курс дела. Увы, не все руководители согласны или имеют возможность проводить skype-собеседования. В связи с этим офферы, бывает, слетают: кандидат находит другую работу, где принятие решения со стороны компании оказалось более оперативным.

С другой стороны, бывает и так: кандидат принял оффер, но ему нужно сначала уволиться с текущего места работы. А там – руководитель в отпуске, и увольнение затягивается. В итоге и выход на новую работу откладывается. А пока кандидат ждет, он вполне может передумать.

Коллегам я советую плановые вакансии открывать еще весной, а с закрытием неплановых постараться дотянуть хотя бы до августа. Если уж ситуация такова, что закрыть вакансию нужно срочно в июне-июле, придется работать в два, в три раза больше. К этому нужно быть готовым».

Ильгиз Валинуров, генеральный директор и основатель компании Business Connection (Москва):

Валлинуров«Сезонности в поиске менеджеров продаж нет. Они нужны всегда. Даже если сейчас вы считаете, что отдел продаж укомплектован, то расслаблятся не стоит и необходимо держать вакансию открытой и всегда мониторить интересных и достойных кандидатов. В любой момент вашего успешного сотрудника могут переманить другие работодателеи. И это не обязательно прямые конкуренты.

Другое дело, что в разное время востребованность выше или ниже в разных индустриях. Весной активизируются продавцы кондиционеров, что бы в лето выйти с подготовленной командой. Летом реже заказывают бизнес-обучение и другие бизнес-услуги. Поэтому лето — отличное время скомплектовать команду таких менеджеров. Прямо в данный момент у нас в работе 5 работодателей и 9 вакансий менеджеров в сфере продаж бизнес-тренингов и семинаров российского и международного уровня.

Летом с кандидатом проще согласовать удобное время для встречи. Кандидаты более мобильны.

В принципе лето удобнее работодателю для поиска сотрудников. Вакансий меньше, а кандидатов больше. Есть возможность более тщательно сделать выбор и действительно выбрать лучших, а не просто тех, кто согласится у вас работать.

Если на вашу вакансию снижается отклик — перепишите объявление. Полностью. С нуля.

Важно понимать, что объявление о вакансии — это не копипаст должностной инструкции. Это реклама вакансии. А реклама должна цеплять кандидата, а не просто информировать о наличии у вас дыр в штатном расписании. На тренингах «Академии рекрутинга» этот вопрос возникает практически всегда. В реальности мало компаний обучают рекрутеров правильно привлекать кандидатов. Поэтому и создается иллюзия, что выбирать не из кого».

 

Елена Сенцова, HR-менеджер «Объединенной Аутсорсинговой Компании», (Москва):
Елена Сенцова«Как правило, лето – это время, требующее от HR-в бо̒льших сил и терпения. По собственному опыту скажу, что сложнее всего в этот период найти кандидатов на топовые позиции. У всех заранее были запланированы отпуска, которыми жертвовать хотят далеко не все. Представители руководящего звена, получавшие на прежнем месте хорошую зарплату и накопившие нную сумму денег, могут позволить себе 2-3 месяца пожить в режиме лайт, планируя выход на работу лишь к осени. Однако лето 2016 в этом отношении было немного проще для HR-служб. Видимо, сказалась непростая ситуация на рынке труда – многие компании существенно сократили свой штат и понизили зарплаты, в том числе руководящему составу, что, скорее всего, и подтолкнуло этот контингент соискателей отказаться от отпусков в пользу трудоустройства.

Чтобы незакрытые позиции не ложились тяжелым бременем на плечи HR-специалистов, которые, кстати, тоже не прочь отдохнуть летом, советую заранее обговаривать с руководством компании и прочими инициаторами вакансий, чтобы кадровые перестановки и расширение штата намечали не на лето, а на более «урожайную» осень. А если такое невозможно, то сил вам и терпения!»

 

Светлана Капренина, руководитель регионального подразделения «Национального центра занятости» (Нижний Новгород):
Капренина«Наше агентство специализируется на массовом подборе рабочего персонала: продавцов, кассиров, комплектовщиков, фасовщиков, грузчиков, разнорабочих. Эти вакансии востребованы всегда, и претендентов на них достаточно. Однако в летний период поиск нужных кадров требует от нас бо̒льших усилий из-за снижения активности соискателей. Уходящее лето не стало исключением. В нашей базе соискателей на вакансии, не требующие наличия опыта и образования, много кандидатов из сельской местности. Для них теплое время года – это возможность заняться своим садом и огородом, которые будут кормить их и семью весь год. Другие ждут лета, чтобы взяться за строительство своего дома. А многие просто предпочитают проводить лето с детьми, пока у них каникулы».

 

Василий Подкопаев, менеджер по подбору персонала BDO Unicon Outsourcing (Москва):

Podkopaev«На процесс подбора персонала в нашу компанию сезонность, конечно, влияет, но это влияние не столь значительно. Отмечу, что мы не занимаемся массовым подбором и поиском временного персонала, но бизнес компании постоянно растет и расширяется, поэтому новые сотрудники нам нужны всегда.

Мы сталкиваемся с уменьшением количества кандидатов на открытом рынке в летний период. Это касается менеджеров по развитию бизнеса, по работе с клиентами, главных бухгалтеров и бухгалтеров-консультантов. Но так как для поиска мы активно используем не только стандартные сайты и сервисы для публикации вакансий, но и другие инструменты, включая социальные сети и рекомендации наших сотрудников, отчасти мы способны выравнивать воронку кандидатов. Обычно осенью количество получаемых нами резюме вновь начинает увеличиваться.

Летний спад активности соискателей зачастую связан с распространенным мифом о том, что компании перестают искать персонал в это время, и попытки поиска работы до осени будут обречены на провал. Но это не так. У нас, например, вакансии открываются круглый год, активность подбора не спадает. И, я думаю, что так складываются дела с подбором во многих компаниях.

Кроме того, некоторые кандидаты считают, что нет смысла искать работу в декабре в связи с приближающимся концом года и праздниками. Тем соискателям, которые в данный момент работают и которым понадобится время на переход из одной компании в другую, действительно не совсем удобен активный поиск работы, передача дел и трудоустройство в это время. Но для остальных двери компаний открыты, как и в любые другие месяцы. В прошлом декабре, например, мы вывели в штат девять человек, ещё двое вышли к нам в первый рабочий день января.

Поэтому я бы советовал соискателям не привязываться к сезонности и в месяцы, считающиеся периодом затишья, не прекращать поиски работы и быть активными всегда. А коллегам-рекрутерам — активнее использовать в такие периоды все возможные инструменты для поиска кандидатов».

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s