HR-club · HR-кейсы · HR-тренды

Как вовлечь сотрудников в корпоративные экопроекты

circleС 2013 года ИТ-аутсорсинговая компания ICL Services проводила отдельные экомероприятия, а в 2015 запустила внутреннюю «зеленую» программу. Юрий Уткин, PR-менеджер отдела внутренних коммуникаций, на опыте ICL Services рассказал, как вовлечь сотрудников в экопроекты.

Справка о компании, чтобы понять специфику нашей экопрограммы:

  • Мы работаем с клиентами из 26 стран, ездим к ним в командировки и принимаем ответные визиты. Сотрудники знакомы с зарубежным эко-опытом и положительно воспринимают заботу об экологии.
  • Средний возраст коллектива – около 30. У нас много активных «игреков».
  • У людей очень высокая загрузка и мало свободного времени.
  • Корпоративная культура демократичная. Сказать: «Все на субботник!» – немыслимо.

Все началось с личной инициативы

Каждый год мы проводим «Лето с ICL Services» – серию развлекательных мероприятий, вроде корпоративного пикника или пейнтбола. В 2013 наш event-менеджер включил в «Лето» велопробег на пригородное озеро с уборкой прибрежной зоны и купанием на пляже, очищенном своими руками. Коллеги-«веломаньяки» поддержали идею, и эковелопробег стал традиционным.

Через год по инициативе неравнодушных сотрудников в офисах начали собирать отработанные батарейки для последующей утилизации. Административная служба закупила специальные урны, и идея «выстрелила»: компания ежегодно отправляет на утилизацию до 100 кг батареек! Если бы эти токсичные отходы попали на свалки, их бы хватило, чтобы отравить 80 000 кв. м земли.

Как это работает сейчас

В 2015 у нас появилась официальная «зеленая» программа и сотрудник, ответственный за нее. Топ-менеджеры «прорекламировали» эко-мероприятия и сами поучаствовали в них. В результате сотрудники заинтересовались «зеленой» темой, и мы собрали группу волонтеров-активистов (Green Team). Тогда работа вышла на новый уровень. Эко-инициативы вторичны по отношению к бизнесу и гибнут, если инициатора вдруг заваливает работой. Спасти может только лишняя пара рук, готовая подхватить проект.

Сейчас в ICL Services пять постоянных эко-проектов: (1) очистка пригородных озер и лесов, (2) посадка деревьев, (3) сбор и утилизация батареек, (4) экономия электроэнергии и воды в офисах компании, (5) сбор и утилизация пластика. Каждый год стартуют новые экоинициативы – на очереди проект по сбору макулатуры.

Экопредложения поступают от волонтеров, а компания поддерживает их. Для сотрудников это способ самореализации и даже нематериальный мотиватор, а компания решает «зеленые» вопросы, не отвлекая административные ресурсы.

3_%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%8c%d1%8f_%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d0%b0_3

Как вовлечь коллег: наш опыт

Коммуникации

  • Назовите пользу «зеленых» решений для самих сотрудников («будем тратить меньше электричества – сэкономим на спортплощадку возле офиса»).
  • Обсуждайте проекты с коллегами. Мы звали самых активных в Green Team и собирали мнения о каждой новой инициативе через общий опрос в интранете.

Команда

  • Костяк экопрограммы – постоянная команда добровольцев.
  • Командная ответственность не работает – никакая эко-инициатива не выживет без «смертельно ответственного» за нее сотрудника. Лучше, если это волонтер, который болеет душой за конкретное «зеленое» дело.
  • Экопрограмме нужен куратор, у которого она входит в должностные обязанности.

Организация

  • Добавьте развлечений! Если озеленяете парк – дайте каждому коллеге-«озеленителю» именную табличку, чтобы установил рядом со своим саженцем. Если убираете озеро – добавьте купание, пикник и активные игры. Тогда вовлеченность вырастет в разы.
  • Решите все «бытовые» вопросы. Например, на загородные выезды (посадка деревьев, очистка озера и т.д.) автовладельцы подвозят коллег-пешеходов. Но мы не бросаем их встречу на самотек, а заранее выясняем, кто сколько попутчиков сможет взять. Потом назначаем общую встречу в черте города и оттуда уезжаем все вместе.
  • Если есть бюджет, купите полезные мелочи, которые пригодятся на месте и останутся на память (банданы, спортивные бутылки и т.д.).
  • Обязательно покормите людей, особенно если они физически устали – если и не горячим обедом, то хотя бы сухпайком.
  • Людям важно видеть пользу для себя. Для первой «озеленительной» вылазки мы выбрали собственный загородный офис. Сотрудники любят в обед погулять по территории, и многим захотелось украсить ее молодыми елочками. В итоге на первую посадку пришли 47 человек, у коллег появился интерес к озеленению, оно стало регулярным и выходит из офисов в город и пригородные парки.

3_%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%b2%d1%8c%d1%8f_%d0%bf%d0%be%d1%81%d0%b0%d0%b4%d0%ba%d0%b0

Неожиданная проблема

Внезапные проблемы могут возникнуть из-за… энтузиазма. Однажды Green Team разработала продуманный, экономически обоснованный план энергопотребления для корпоративных ПК. Перенастроив sleep mode, мы могли бы ежегодно экономить до 130 кВт-ч. Но в нашем бизнесе важно, чтобы инженер мог мгновенно подключиться к своему ПК – даже из дома, ночью или в выходные. Поэтому попытка внедрить план вызвала конфликт с тимлидами, и мы отказались от идеи. Больше мы не запускали эко-инициативы, которые могли бы помешать бизнесу или причинить коллегам дискомфорт в работе.

Из-за одного радикального предложения вся «зеленая» тема вызывает раздражение и противодействие. Этот риск кажется очевидным, но его легко упустить из виду в погоне за благой целью – «причинить добро» миру.

Итоги

Мы придали импульс эковолонтерству благодаря развлекательности, тщательной организации и продуманным коммуникациям. Теперь готовые процессы служат образцом для новых – тот же сбор пластика организован волонтерами по примеру уже отлаженного сбора батареек.

То есть маятник экологической программы раскачался, она привлекла активистов – и стала самоподдерживающейся.

Если вы хотите предложить тему или спикера для статьи, пишите на say@zarplata.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s