Маски прочь: сотрудники, которые чувствуют себя самозванцами на работе

Опубликовал(а)

Синдром самозванца — психологическое явление, при котором человек не способен интернализировать свои достижения. Несмотря на внешние доказательства их состоятельности, люди, подверженные синдрому, продолжают быть уверенными в том, что они — обманщики и не заслуживают успеха, которого достигли. Успехи они, как правило, объясняют удачей, попаданием в нужное место и время или введением других в заблуждение, что они более умны и компетентны, чем есть на самом деле. (Википедия)

Colleagues wearing masks

Татьяна, переехала в другую страну

Татьяна переехала в Европу благодаря работе в крупной консалтинговой компании. Чувство самозванца пришло к ней еще в университете. «Я особенно не готовилась к экзаменам, больше всех страдала, что знаю недостаточно, а потом сдавала на пятерку», — вспоминает Татьяна. Это чувство теперь сопровождает ее работу, хотя девушку повышают каждый год.

Татьяна переехала в Европу благодаря работе в крупной консалтинговой компании. Еще в университете было чувство, что она показывает себя лучше, чем есть на самом деле. «Я особенно не готовилась к экзаменам, больше всех страдала, что знаю недостаточно, а потом сдавала на пятерку», — вспоминает Татьяна.

Это чувство теперь сопровождает ее работу, хотя девушку повышают каждый год. «У меня нет бухгалтерского образования, только экономическое. Мне не хватает базы, знания местных законов, — поясняет она. — Когда руководство меня хвалит, я думаю: «Вы просто не знаете всего». Мне кажется, если бы они знали, что происходит в моей голове, то были бы сильно разочарованы».

Работницу утешает мысль о том, что другие тоже наверняка стараются сделать хорошую мину при плохой игре. Кроме того, такая история вполне типична для её компании, которая славится быстрыми повышениями.

Осенью Татьяна поступила в местную магистратуру, чтобы углубить свои знания по бухучету.

Елена, сменила профессию

После увольнения из редакции Елена решила сменить карьеру. Она научилась программировать на Python и устроилась на позицию junior-разработчика в федеральную IT-компанию.

«Чтобы получить эту работу, я выполнила тестовое задание и прошла техническое собеседование, последнее, казалось, завалила. Мне на самом деле отчасти искреннее кажется, что я каким-то образом сумела обмануть своих коллег и выдать себя за ту, кем не являюсь — т.е. не способной программисткой, а везучей обманщицей», — признается Елена.

Она думает, что причина — в отсутствии фундаментального технического образования, к тому же есть ощущение, что всегда все можно делать лучше. «Плюс в технологиях разбираться непросто, поэтому периодически какие-то трудности заставляют меня вспоминать, что все это какой-то обман», — рассуждает Елена.

Ей помогает справляться с этим чувством профессиональный рост, опыт успешного разрешения рабочих задач и поддержка коллег. «Однако до сих пор — спустя 7 месяцев работы программистом — я по-прежнему регулярно испытываю невольный страх, что меня «вот-вот раскроют»», — признается Елена.

Василий, перешел из фриланса в штат

Работа нашла иллюстратора Василия в социальной сети. Однажды ему написал незнакомый рекрутер, посмотревший наброски, выложенные на странице иллюстратора, — и предложил сделать тестовое задание. Вскоре назначили дату собеседования.

«На встрече я в основном рассказывал, в каких условиях не хочу работать. Например, мне не нравится, когда у меня несколько начальников. Уже был неудачный опыт, когда левая рука не знает, что делает правая», — рассказывает Василий.

В конце встречи ему обещали перезвонить: «Они сказали, что хотят пообщаться и с другими соискателями. Я решил, что это дежурная фраза и я больше ничего от них не услышу». На следующий день оказалось: Василий так понравился команде, что поиск прекращен и его просят приступать к работе в ближайшее время.

Теперь Василий работает в брендинговом агентстве. «Если не пройду испытательный срок, значит, точно самозванец», — шутит иллюстратор. Его беспокойство связано еще и с тем, что он впервые за долгое время вышел работать в штат. Пока же не видно никаких признаков того, что новым сотрудником недовольны. Даже наоборот: ему предложили запланировать бюджет на обучение в следующем году.

Хвалите и одобряйте

«Сомнения в собственных силах – это нормально при выходе на новую работу или повышении. Чаще всего смена работы связана с профессиональным ростом, изменением сферы или задач, а повышение – с новыми задачами и изменением коммуникационной модели.  А это всегда стресс. Определенный уровень тревоги позволяет нам максимально мобилизовать усилия. Главное – уметь его контролировать», — уверена Анастасия Хрисанфова, директор по персоналу SPSR Express.

Она советует «самозванцам» признаться себе, что сомнение на первом этапе — это нормально. Главное, не давайте ему отвлекать вас от работы.

Синдром самозванца — это проблема не только новичков, но тех, «кто на новом месте получил резкое повышение благодаря прошлым успехам, но морально еще не осознал свои возможности, при этом почувствовав груз ответственности», знает директор филиала «БКС Премьер» Вячеслав Георгиевский. Погружение в работу может исправить ситуацию. «Синдром самозванца» отступит, так как включатся профессиональные навыки, которые помогли добиться успеха в прошлом», — уверен представитель «БКС Премьер».

Давид Кабисов, генеральный директор и совладелец группы компаний «Эльбрус», сталкивался с таким синдромом у подчиненных.

«Как правило, давал первые несколько простых задач, чтобы человек в себя поверил и перестал нервничать, после чего усложнял задачи», — поделился господин Кабисов.

Он рекомендует относиться к сложным задачам проще и разбить свой список обязанностей на небольшие задачи, которые можно делать планомерно. «После первого успешного проекта у сотрудника как правило появляется уверенность в себе, возрастает профессиональное осознание. Особенно важным в таких случаях бывает поддержка коллектива и начальства, поскольку давление на сотрудника в подобных условиях может быть разрушительным», — рассуждает эксперт.

 «Мне приходилось сталкиваться с ситуациями, когда сотрудники сомневаются в собственных силах и даже подумывают о правильности принятого решения, — вспомнила Анастасия Хрисанфова. — На этом этапе очень важна регулярная обратная связь о проделанной работе, успехах и дальнейших планах. Часто сотрудник сам не замечает, что делает существенные успехи. Задача руководителя – давать ему комментарии как о ходе выполнения задач, так и о его потенциале в целом».

Мария Каргаполова

Если вы хотите предложить тему или спикера для статьи, пишите на say@zarplata.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s