HR-club · HR-кейсы

Опыт создания профильного HR-агентства с нуля

О своём опыте рассказывает Екатерина Стародубцева, директор и совладелица рекрутингового агентства HURMA Recruitment. Прежде ч%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%80%d0%be%d0%b4%d1%83%d0%b1%d1%86%d0%b5%d0%b2%d0%b0ем создать свое HR-агентство, к тому же узкоспециализированное, я прошла долгий путь в сфере подбора персонала, но моя карьера всегда была сосредоточена в сфере HoReCa.

Ресторанный рынок России стремительно растет, вместе с ним растет и борьба за лучших сотрудников отрасли. А для того, чтобы этих сотрудников получить необходимо развивать HR-бренд. Ведь именно ему уделяют особое внимание нынешние соискатели, большая часть которых — представители поколения Y.

Сегодня я уже более 12 лет занимаюсь подбором персонала в сфере HoReCa, но мысль об открытие собственного агентства пришла ко мне в процессе работы в сети баров «Дорогая, я перезвоню».  Тогда я осознала, что агентств, которые работают узкопрофильно в HoReCa, нет. А ведь зачастую бывают такие сложные позиции, как например, шеф-повар вегетарианец или кошерный шеф-повар кондитер. Старт  развитию собственного дела дали друзья. Они просили помочь найти того или иного кандидата, учитывая, что я очень хорошо знаю рынок. Потом меня начали передавать сарафанным радио как человека, который может помочь найти какого-то сложного специалиста в ресторанном бизнесе. И вот, когда я ушла из «Дорогая, я перезвоню»,  мы с владельцем этой сети баров Дмитрием Левицким начали обсуждать варианты создания профильного агентства.

Для того, чтобы открыть свой проект, нужно проанализировать рынок и понять, чего еще нет. Ведь сейчас Россия активно развивается и для стартапа важно выбрать свою нишу. Поэтому я сделала ресеч агенств, которые профильно занимались рекрутингом в HoReCa. На момент 2014 года таких не оказалось, была только международная консалтинговая компания  HVC. Я сделала вывод, что ниша не заполнена и есть шанс ее занять.

Вторым важным этапом в построении своего бизнеса становится выбор партнера. Для меня важен был человек,  которому я точно смогу доверять, который обладает отличным знанием рынка и имеет связи с владельцами бизнеса. У меня были экспертиза рынка кандидатов, я знала, как построить саму систему работы агентства. Не хватало только заказчиков. Тогда в 2014 году передо мной стал выбор между двумя партнерами, и я выбрала Дмитрия Левицкого.

В октябре 2014 года, когда разгорелся кризис, мы с Димой Левицким подписали партнерство по созданию агентства HURMA Recruitment и я с позиции HR-директора ушла в собственное дело к домашнему ноутбуку. Конечно, было страшно. Но мысль о собственном деле не давала мне покоя. Я поняла, что не буду счастлива, если не попробую. Самое страшное, когда в твою голову поселяется навязчивая идея. Я взвесила все ЗА и ПРОТИВ, я знала, работу найду в любом случае. И решила рискнуть.

Было сложно. Был момент в ноябре 2014 года, когда случился резкий обвал рубля, была очень сложная зима, было очень мало заказов. В тот момент один отель предлагал мне позицию HR-директора в Москве и Ялте. Но я решила, что должна дойти до конца.  И в марте, когда начался хороший поток вакансий, я поняла, что сделала правильный выбор. На старте всегда сложно, но важно верить в себя и не медлить. У меня есть одно свойство — это быстрота принятия решения. Иначе на старте никак.

Сейчас кадровое агентство HURMA Recruitment занимает довольно узкую нишу и осуществляет подбор персонала только в сфере HoReCa. Именно профильная концентрация позволяет нам занимать лидирующие позиции на рынке и в индустрии в целом. За годы моей работы в отрасли она прошла через огромное количество качественных изменений.

Когда я только начинала свой путь в сегменте HoReCa, рынок был достаточно дикий: люди не понимали зачем обращаться в кадровые агентства и платить им за то, что они найдут сотрудника, когда в штате уже есть специальный человек для этого, который в целом не плохо справляется. Кадровые агентства были чем-то диким и непонятным для людей в то время. Поэтому мне приходилось рассказывать, обучать своих заказчиков и объяснять,  почему именно качественный рекрутинг сэкономит вам кучу денег и времени, что на “работных” сайтах достаточно трудно и долго искать необходимых именно вам специалистов. Ведь хороший кандидат работу не ищет, он уже работает.

Я начала проводить ресторанные HR-ники, где собирала HR-ов из ресторанной и гостиничной индустрии. Мы делились своими трудностями друг с другом, разбирали свои проблемы. Я приглашала спикеров из разной индустрии. Проводила workshop-ы вместе с Ириной Авруцкой для маркетологов, PR и рекламщиков.

Благодаря таким мероприятиям я смогла объединить рынок и показать свою экспертность и своей команды. И заказчики поверили.

Сегодня многое изменилось, рынок изменился, и ни у кого не возникает сомнений, что обращение в агентство — это действительно удобно.

 Очень важный совет для начинающих стартаперов, который без сомнения мне очень помог. Как бы странно это ни звучало, но это конкуренция. С появлением моего агентства на рынке, конечно, нас стали копировать. И вы должны быть к этому готовы. Нужно понимать, какой путь выбираете вы, а их два: идти вперед, постоянно развиваться и искать новые пути, второй проще и более безопасный —  идти по проторенной дорожке. Лично я трудности люблю и они меня бодрят. Поэтому конечно я выбираю первый путь. Я благодарна каждому конкуренту, который делает меня и мою команду лучше.

В ресторанном HR сейчас ярко выраженный подбор поколения Y, поэтому каналы коммуникаций с рестораторами сильно меняются. Ушли в прошлое огромные толстые газеты «Работа и Зарплата».  Сейчас все активно идут в социальные сети, потому что поколение Y  выросло в них, им достаточно просто получать информацию — яркие постеры. Последний тренд ушедшего 2016 года — это видеовакансии.

Важна и нематериальная мотивация. Это развитие корпоративной культуры с укреплением HR-бренда. Если говорить о ресторанном бизнесе, HR-бренд у нас не так сильно развит, как в других сферах. Молодое поколение ищет себе людей близких по духу. Им комфортно работать в компании единомышленников. К примеру, если ты сноубордист, то и вокруг тебя сноубордисты.

Первый год своей  деятельности агентство HURMA Recruitment располагалось у  меня дома —  я работала  с ноутбуком на кухне и базой кандидатов  в голове. Поэтому как таковых вложений в открытие компании у меня не было.  Но с октября 2015 года агентство стало активно развиваться, появились сотрудники, в декабре мы обзавелись офисом, а значит, и необходимостью вкладывать средства в развитие дела. С февраля 2016 года в HURMA Recruitment fulltime работали четыре человека, три сотрудника заняты частично.  По вторникам и четвергам рабочий день сотрудников агентства начинается  с занятий йогой. С апреля 2016 года мы вышли на окупаемость. Процесс получения дохода в рекрутинговых агентствах достаточно прост — это определенный процент от годового дохода человека, который был нанят на работу по рекомендации рекрутеров.

Вложения в собственный бизнес — это важный момент для любого начинающего предпринимателя, но мы работаем в такой сфере, где главную роль играет не наличие инвестиций, а знание рынка, на котором работаешь. Дело в том, что ресторанный бизнес либо принимает тебя как профессионала, либо не принимает. Третьего варианта не дано. И наличие финансов здесь не играет никакой роли абсолютно.

На развитие агентства HURMA Recruitment оказывают влияние четыре основных фактора:

  • Возросший интерес к России среди иностранных туристов, что приводит к увеличению туристического потока и соответственно изменениям на рынке, который старается сделать максимально возможное, чтобы принять туристов и угодить им;
  • Заведений в демократическом сегменте становится ощутимо больше. Рестораны в своем классическом формате практически изжили свой век и стараются трансформироваться в более демократичные заведения;
  • И третье, это, конечно, фаст-фуд. Аренда помещения у фаст-фуда очень маленькая. Затраты на фонд оплаты труда тоже невысокие, маржинальность достаточно хорошая.
  • В-четвертых —  развитие внутреннего туризма. Это связано с развитием ресторанов. Сейчас достаточно модно быть шеф-поварами, это тренд. Мы запустили классный проект — стажируем региональных шеф-поваров у московских ребят, повышаем уровень индустрии.

Конечно, конкурентный рынок также не стоит на месте и развивается, но еще никто не масштабировался так, как это получается у нас. Мы находимся в среднем сегменте. Есть фрилансеры, которые работают на себя. Они берут дешевле за услуги, но и качество услуг, конечно, ниже. И есть очень крупные кадровые агентства, но у них HoReCa — лишь одно из направлений и они берут очень высокий процент от годового дохода. В то время как мы выбрали определенную нишу и развиваемся именно в ней.

В 2017 году я осознала, что нужно идти глубже и качественнее в рынок. Поэтому встал вопрос об открытии филиалов. Первый появился 1 марта 2017 года в городе Сочи, второй 1 июля в Санкт-Петербурге. Здесь совет один — отладить работу на удалении от центрального офиса. Сейчас 21 век и прогресс достиг отличного уровня. Поэтому я использую 3 программы: Trello, рекрутинговая программа и программа для CRM-продаж.

Благодаря этому я смогла выделить все минусы и плюсы такой работы, в 2018 году начинаю готовиться к открытию офиса в Европе.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s