Радости и печали начинающего эйчара

Опубликовал(а)

Палочкин М

Как набрать команду региональных представителей на голые проценты?

 

Набрать команду региональных представителей на голые проценты, не имея клиентской базы? Задача не из легких. Михаил Палочкин, региональный представитель компании «Ултан» в Алтайском крае, рассказывает о своем первом опыте подбора персонала.

— Скажу сразу: это будет скорее история неудачи, а не история успеха. Хотя все это категории относительные. Как в психологии говорят: нет неудачи, есть обратная связь. И есть опыт, который ты получаешь потом и кровью. Он дороже тонны прочитанных книжек.

В 2014 году я ушел в продажи. Начав с промо-стойки на базаре, в 2017 году я дошел до позиции регионального представителя, который отвечает за сбыт продукции в Алтайском крае и Республике Алтай.

Собственник бизнеса поставил передо мной задачу: собрать команду торговых представителей в городах и районах края и республики. При этом сразу обозначил вводные: клиентской базы нет, оклада нет, есть только проценты с продаж (8 %) и бонусы за выполнение плана. Мои доводы насчет того, что без оклада найти человека будет сложно, были отвергнуты. В общем, партия сказала «надо», комсомол ответил – «есть».

Первый звонок прозвучал в 4.40 утра. Сначала я подумал, что это будильник. Но потом взял телефон, увидел незнакомый номер, и сонная душа моя возрадовалась. Наверное, вот это звонит мой первый соискатель.

— Алё, это, чо хотела спросить: а антисептик этот твой пить можно?[ компания, в которой работает Михаил, реализует пропитки для дерева] А то трубы жесть как горят, — произнес мне хриплый женский голос.

Без комментариев.

Любезно поговорив с этой милой женщиной, я стал собираться на работу. Сон как рукой сняло.

Второй соискатель прислал мне отклик на вакансию на почту. Открыв его резюме, я увидел внушительный послужной список: опыт работы в топовых компаниях, внушительные результаты, куча пройденных тренингов. Набравшись смелости, я позвонил ему и что-то невнятно промямлил относительно наших условий.

Человек оказался на редкость добрым. Выслушав меня, он подобно объяснил мне, почему не пойдет к нам работать. Что оклад торгового представителя начинается с 25 тыс. рублей. Что ГСМ и связь нужно компенсировать. Что при отсутствии клиентской базы на первых порах оклад должен быть повышен. В конце беседы мы сошлись во мнении, что такого крутого специалиста, как он, наша компания себе пока позволить не может.

С другим соискателем я проводил собеседование в его машине. По телефону он вакансией заинтересовался. Но как только я сказал, что оклада нет, есть только проценты, мой собеседник буквально взорвался.

Он стучал кулаками по рулю. Кричал, что он не раб и за копейки работать не будет. Что у него маленькие дети, которых надо кормить. Что я должен ему денег за то, что занял его драгоценное время. И потом чуть ли не пинком выкинул меня из машины.

Я стоял под дождем и недоумевал. Раньше эйчары казались мне этакими полубогами, вершившими судьбы людей. А сейчас, находясь в шкуре кадровика, я понял, что это несладкая работа. Помимо того, что нервы треплют, еще и пенделя можно получить.

После этого было собеседование еще с одним кандидатом. Он нашей продукцией заинтересовался. Попросил прайс, промо-материалы. Я все ему передал. А вечером зашел на его страничку в соцсети и понял: он наше екатеринбургское чудо продавать не будет. У человека достойная основная работа, и плюс еще свой бизнес. А материалы взял из вежливости.

Потом было еще много телефонных собеседований. С девушками, которые говорили, что сегодня устали, и просили перезвонить завтра. С парнем, который на словах загорелся желанием работать, а потом просто перестал брать трубку. Словно в воду канул. И еще с множеством интересных и замечательных людей.

В общем, из двух десятков собеседований у меня получилось полтора торговых представителя – один на полный рабочий день, второй на подработку. Вот так и прошло мое боевое крещение в области подбора персонала. Сейчас я учусь этими полутора людьми управлять. Пока получается плохо, но я стараюсь.

Конечно, хотелось бы рассказать историю успеха. Как кандидаты ломились на собеседование. Как все они уважительно относились к нашей компании и ко мне. Как я набрал супер-мега-пупер торговых представителей, которые за месяц заполонили «Ултаном» все местные магазины.

Только вот мама меня в детстве учила, что врать нехорошо. И что каким бы ни был опыт, самое главное то, что это твой опыт. И его ни за какие богатства не купишь.

9 comments

  1. Интересно узнать мнение человека не из профессии) удачи Вам, Михаил, в подборе и управлении командой!!!

    Нравится

  2. Искренне сочувствую Михаилу. В таких жестких условиях вакансии, крайне сложно найти, ни то что хорошего специалиста, а в принципе, любого специалиста, который согласится работать в полной «зарплатной» нестабильности. А после того, как HR всё-таки находит таких сотрудников, начинается второй этап мытарств — текучка новичков, и повторный поиск.

    Нравится 1 человек

  3. Минимальный оклад всё же оплачивать нужно, это знает каждый работодатель. Таков закон. За это, торговые будут обходить нужные вам торговые точки. Оставлять в них ваши прайсы и другое,,договора, брать контакты этих организаций, цены конкурентов. А с заказов уже и будут зарабатывать основные деньги. Для всего этого идеально подходят люди без опыта, с надеждой заработать хорошие деньги. А так получаться работодатель прохиндей, не оплачивает минималку, где гарантия выплаты процентов ?

    Нравится

  4. Добрый день! Попробуйте просчитать вашим соискателям, что в итоге они все же получат — цифры людей очень мотивируют! Вы же имеете какие-то планы, как региональный представитель? Вот и поставьте ребят на собеседовании в известность! С оговоркой, что зависеть результат будет от них ,но реально заработать столько-то.

    Нравится

  5. Не спать, не спать, косит, косить!!! и все получится

    в нашей профессии главное не терять энтузиазма, азарта на закрытие нереальных задач и сохранить веру в себя и в людей

    Удачи, Михаил!

    Нравится

  6. В вашем случае можно попробовать найти совместителей — торговых, работающих в других организациях, торгующих сходным товаром. У них уже есть клиентская база. Пусть это не совсем корректно, но все так делают. Ваш товар узнают клиенты, а это уже многое.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s