Бизнес как ненужная собака: о мотивации владельцев

Опубликовал(а)

Очень много пишут о мотивации сотрудников. Однако есть вторая сторона медали – мотивация владельца бизнеса. О ней расскажет Татьяна Аржаева, директор «ТСК, лаборатория развития».

Аржаева

Иногда мотивации изначально хватает ненадолго. Дальше начинается серия экспериментов с бизнесом, суть которых сводится к поиску той самой мотивации или как бы избавиться от необходимости заниматься бизнесом. То есть к поиску волшебной таблетки или палочки (кому как).

Иногда наступает усталость. Владельцу и бизнес продать / подарить жалко, и вести его уже не хочется, так как он стал источником проблем. Кстати, источник проблем продать проблематично… Очередей за геморройным бизнесом по завышенной цене не наблюдается. В этот момент меньше всего думается о том, как бы влюбиться в бизнес заново, открыть его для себя по-новой, а зря. Нелюбимый бизнес как ненужная, побитая собака — хозяева вроде как есть, а выглядит, как будто их нет.

Что мы делаем с любимой собакой? Заботимся о том, чтобы она была сыта, здорова, может, даже следим за ее внешним видом. В ответ она дарит нам массу радости, положительных эмоций и пр. Может быть, кто-то возмутится: «Как это так? Сравнить бизнес с собакой?» Это всего лишь повод задуматься к кому и чему мы как относимся. Ведь что такое мотивация в глубинном смысле — это отношение и его проявление в конкретных действиях.

Иногда бизнес создают с целью наконец-то стать свободным человеком и не работать. В первый же год настигает разочарование. Работая на обучающих проектах для молодых предпринимателей, я это весьма часто наблюдаю. Не стоит покупаться на популярный ныне в инфобизнесе миф: «Живи где хочешь, живи как хочешь, а работает пусть бизнес».

Конечно, при грамотной организации процессов, ему не нужно будет столько уделять внимания, как в начале. Кто бы организовал?

Конечно, при грамотном подборе людей на ключевые должности будет требоваться еще меньше времени в отличии от периода, когда на работу выбирали сотрудников по весьма странным критериям. Кто бы подобрал?

Конечно, при грамотном контроле ключевых показателей с элементами подходам «доверяй, но проверяй» (нужно научиться анализировать и читать для начала цифры), времени освобождается еще больше. Кто бы построил эту систему и следовал ей?

Но не стоит испытывать иллюзий, что однажды бизнесом можно будет вообще не заниматься, потому что в этот момент это перестанет быть вашим бизнесом. Как только человек при власти перестает уделять внимание власти, он ее теряет! В бизнесе то же самое.

Еще одно разочарование настигает, когда поток рынка, на который когда-то «присели», иссякает. Наступила эпоха насыщенного рынка со всеми вытекающими последствиями и демотивацией для владельца. Сесть на поток умеем, а вот все остальное не очень.

С мотивацией проблемы, когда нужны перемены в подходах к управлению. Требуя от сотрудников готовности меняться, владельцы порой не готовы к этому сами.  Один из популярных запросов в консалтинге «измените результат, не меняя процесс (или меня)».

Так же есть проблемы с мотивацией, когда речь идет об умении собственника «присесть» на ресурс. В таком бизнесе, как правило, нет души и смысла от хозяина, есть только умение находиться в нужных местах и вертеть-крутить процессы. Это хорошее умение, только однажды начинаются «загулы» собственника, потому что души и смысла (в данном случае мотивации) нет не только у бизнеса.

Признаки отсутствия мотивации у владельца бизнеса:

  • не успел прийти на работу, уже устал,
  • раздражение, недовольство, ворчание, все достало,
  • внимание делам уделяется явно недостаточно,
  • имитация деятельности, копание в ни кому не нужных мелочах,
  • пьянки, загулы, застолья (у кого как :),
  • частые отпуска надолго, даже тогда, когда необходимо присутствие в компании,
  • низкое или полное отсутствие внимания наболевшим проблемам, о которых сигнализирует участившиеся форс-мажоры, низкие показатели, не равнодушные сотрудники,
  • общение типа «по душам» с некоторыми сотрудникам, как правило с неэффективными (эффективные работой заняты, с ними особо не поговоришь) и пр.

Последствия низкой мотивации у владельца или ее отсутствия:

  • силу и власть набирают сотрудники, которые умеют пустить пыль в глаза, а не работать,
  • теряется у самого владельца управленческая хватка и видение,
  • нет понимания устройства своего бизнеса и процессов, а потому становится сложно управлять им,
  • процветает воровство и откаты в бизнесе на всех уровнях,
  • бизнес скатывается в работу на «постфактум» вместо того, чтоб идти в ногу с рынком или его опережать,
  • у работоспособных и эффективных сотрудников стремительно падает мотивация – если владельцу этот бизнес не нужен, то им-то это зачем?
  • нормальные сотрудники начинают уходить из компании,
  • бизнес не приносит тех денег, которые мог бы…

Чем прикрывают свою низкую мотивацию владельцы?

  • кризис в стране, на рынке, в мире,
  • тупые и / или немотивированные сотрудники, которые не умеют работать,
  • высокая конкуренция,
  • трудности / трудно вести бизнес,
  • избирательный клиент.

Вывод, который напрашивается, если это все происходит в вашей компании. Прежде, чем начинать работу с сотрудниками и с их мотивацией в том числе, сначала нужно поработать с владельцем. Можно ли работать с мотивацией у владельца? Можно… При условии, что он увидел ее печальное состояние и готов с этим хоть что-то делать.

 

One comment

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s