А кроме зарплаты что-то дадут?

Опубликовал(а)

Самые популярные методы нематериальной мотивации в Екатеринбурге Андрей Поповописывает Андрей Попов, автор и ведущий проекта HR-mnenie.

За последнее время в Екатеринбурге ощутимо возросла актуальность программ так называемой незарплатной или нематериальной мотивации. Об этом свидетельствует исследование Центра изучения рынка труда совместно с проектом HR-mnenie.com, проведенное в мае – сентябре 2017 года среди более чем 400 компаний среднего и крупного бизнеса. В ходе исследования более 72% работодателей отметили, что за последний год активно вкладывали ресурсы в различные программы незарплатной мотивации. Для сравнения: летом 2016 года таковых было менее 55%.

Более того, 2017 год стал одним из самых пиковых за последние пять лет в Екатеринбурге, когда проекты незарплатной мотивации стали появляться в компаниях впервые. По данным все того же опроса, этот показатель равен 17%, больше — 22% — он был только в первый год наблюдения  в 2012 г. Причины такого положения вещей для большинства фирм одинаковы: конкуренция за кадры.

«В нашей компании система нематериальной мотивации существует достаточно давно, но ранее это было на интуитивном больше уровне. Лишь с 2015 года мы стали уделять этому должное внимание. Обусловлено это было прежде всего ростом компании и очень быстро меняющимся рынком, высокой конкуренцией за «золотых» сотрудников. К тому же, это способ удержать персонал, который у нас пытаются «украсть», ведь ключевые специалисты и руководители часто не готовы рассматривать в качестве работодателя другую компанию, даже если оклад выше, при нормальной системе нематериальной мотивации», — рассказывает Наталья Тимганова, HR-директор компании «Пивзавоз».

Какие именно программы и проекты за последние год-полтора оказались самыми востребованными?

Вот ТОП-3 таких типов мотивации:

Гибкий график и возможность сотрудником получить ресурс свободного времени

Это очень эффективно для сотрудников с опытом более 5 лет, особенно тех, кого считают кадровым резервом.

«У нас в компании есть бонус — брать три удаленных дня в месяц. Такая возможность, как оказалось, важна для многих сотрудников. И ее появление сотрудники отметили как серьезный плюс в системе мотивации. Конечно, такие возможности подходят далеко не всем видам профессий, но там, где работодатель может дать подобный бонус, это часто становится хорошим мотиватором», — рассказывает Мария Гагарина, HR-менеджер компании Алкона.

Соревновательные проекты и конкурсы

Сотрудники различных подразделений или сотрудники внутри одного отдела конкурируют в решении рабочих или внерабочих (например, спортивных) задач. Это самый «пестрый» вариант: сюда входят и тематические конкурсы, привязанные к тем или иным событиям в жизни компании, и так называемые производственные соревнования (в стиле «конкурс на лучшего сотрудника»).

Дополнительное обучение

Наиболее финансово затратный, но очень серьезный фактор роста мотивации у уже действующих сотрудников. Причем зачастую важным является именно возможность выбрать как полезное для компании, так и полезное лично для сотрудника обучение.

«В системе нематериальной мотивации очень важно, что людей надо охватывать с разных сторон, делать комплекс, иначе не работает. У нас, например, нематериальная мотивация — это целая система ивент-активности и на развлечение, и на обучение: совместные корпоративные мероприятия, выездные тренинги, веревочные курсы, обучение в престижных бизнес-школах за счет компании, спортивные мероприятия, сплавы, экскурсии на заводы-партнеры (в том числе заграницу).  Есть и многое другое, более привычное (почетные грамоты, поздравление, бесплатный чай, кофе, «вкусняшки», частичная оплата спорта), но тут дело не в деталях, а в общем принципе — создавать систему», — добавляет Наталья Тимганова.

Как отмечают работодатели, в последнее время привычные инструменты (например, оплата ДМС или питание и ГСМ) теряют мотивирующий эффект. В результате страдает общая результативность.

«ДМС, например, возможно, и интересная идея, но часто компании просто выкидывают на ДМС деньги. По нашей внутренней статистике только 20-25% сотрудников пользуются этими страховками. Или вот еще пример: в некоторых фирмах давно установилась практика: детям сотрудников дарят подарки на Новый год, но у половины наших сотрудников их нет. Тут нужен индивидуальный выбор. Мы, например, создали систему баллов: заработал баллы в ходе работы, получил право купить на них любые бонусы из числа незарплатых мотиваторов (абонементы на фитнес, дополнительные дни отдыха и т.п.). За год охватываем 80% сотрудников», — приводит пример Артем Смирнов, замдиректора компании «МегаТрейд».

И, конечно, важным фактором успеха называют регулярное обновление программ незарплатной мотивации. В среднем, чтобы различные незарплатные мотиваторы работали успешно, раз в 2-2,5 года их нужно обновлять или дополнять. В Екатеринбурге работодатели проводят такое обновление традиционно в начале года (январь-февраль) или летом (июль-август).

Очень важно, что о нематериальной мотивации и активности нанимателей говорят сами сотрудники. В упомянутом выше опросе кроме работодателей приняли участие работники и кандидаты из двух фокус-групп: люди моложе 25 лет с опытом менее 3-х лет и работники со стажем более 5 лет и возрастом старше 30. И их ответы заметно отличаются:

«Что интересно, кроме денег? Мне, честно говоря, хочется работать в компании, про которую я могу рассказать другим, что она крутая, я могу похвастаться по-хорошему. Трудно сказать, из чего это складывается. Точно не из денег, из того, что именно я делают, кто вокруг меня работает», — рассуждает Кирилл, 24 года, работает в сфере оптовой торговли.

Для более старшей категории важным оказывается то, как нематерильная мотивация максимально управляемая самим работником.

«Я люблю системы на подобие «кафетерия», когда мы сами можем выбрать, собрать свой пакет из предлагаемых вариантов. Очень удобно, работал в 2-х компаниях с такой системой. Не навязанная, а именно наша собственная мотивация – вот, что мне нравится», —  делится опытом Антон, 36 лет, работник производственного предприятия.

Но самое главное, что про систему нематериальной мотивации говорят работники всех возрастов  она должна быть прозрачной и понятной. Иначе чем красивым ее ни наполняй, работать такая система точно не будет.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s