Кейс: Яндекс.Толока. Как оптимизировать бизнес-процессы при помощи краудсорсинга

Опубликовал(а)

Краудсорсинг — это ценный инструмент для многих компаний, но обычно всё упирается в организацию этого процесса. Как найти исполнителей? Как с ними рассчитаться? Как быть уверенным в качестве результата? В Яндексе эти проблемы решают с помощью сервиса «Толока».

В чём суть?

Толока (от белорусского «талака» — совместная работа на общий результат) позволяет анализировать большое количество данных силами интернет-пользователей в короткие сроки. Первоначально сервис был создан как платформа, направленная на совершенствование технологий машинного обучения Яндекс.Поиска. В первой версии сервиса вместо обученных специалистов — так называемых асессоров — в процессе улучшения качества поиска начали принимать участие обычные люди, которые выполняли несложные задания (сравнить картинки, отметить рекламный контент и так далее).

Дело в том, что машины пока не идеально справляются с некоторыми задачами вроде сбора коллекций красивых картинок или перевода с иностранных языков. Для того, чтобы научиться, им нужна человеческая помощь. А Яндекс много работает над тем, чтобы поиск был максимально релевантным — например, при установке так называемого «семейного» фильтра для детей пользователи не должны видеть никакого двусмысленного контента даже по явным запросам. Кроме того, толокеры учат поиск понимать контекст запроса, а не просто находить ключевые слова в описании страницы или картинки. С их помощью компьютерное зрение Яндекса учится автоматически отличать персидскую кошку на фото от кошки породы сфинкс, чтобы выдавать пользователю наиболее точные результаты.

Через пару лет после запуска в компании решили, что сервис можно использовать и для решения чужих задач — например, если необходимо выполнить большое количество стандартизированных операций.

Предположим, необходимо рассортировать товары в интернет-магазине по группам или разместить базу изображений в объёме 50 тысяч картинок. Вместо того чтобы нанимать фрилансера, тратить время на поиск нужного человека, можно прибегнуть к силам краудсорсинга и с помощью сервиса дать задания пользователям, самостоятельно установить размер оплаты и сроки.

Задача в Толоке — это интерфейс, в котором пользователь-постановщик задачи размещает инструкцию для пользователей-исполнителей. Цену за одно задание задаёт также постановщик, минимальная ставка — 1 цент ($0,01). После успешного выполнения задания с аккаунта человека, поставившего задачу, на аккаунт исполнителя отправляется гонорар за выполненные действия. Оформлять какие-либо документы не нужно, оплата происходит онлайн в течение пары дней или даже минут. Таким образом, не нужно тратить время и человеческие ресурсы компании для найма удалённого сотрудника. Счёт в Толоке привязан к популярным платёжным системам России, Украины и Турции, которые позволяют пользователям-толокерам вывести деньги на карту.

Не только в Сети

Задания могут быть даны для выполнения не только онлайн, но и офлайн. Например, нужно провести аудит организаций — проверить существование компании по тому или иному адресу. Живой кейс: сервис «Рейтинг букмекеров» дал пользователям Толоки задание проверить адреса объектов на соответствие действительности. Пользователям нужно было обойти более 4000 точек, в том числе 157 — в Санкт-Петербурге. Выполнение задачи для Северной столицы заняло несколько дней и обошлось в 4100 рублей — в 10 раз дешевле, чем недельная командировка московского сотрудника в Петербург с той же целью, и в 3–6 раз дешевле, чем поиск и наём местного специалиста.

Другой пример. Институт математики и механики имени Н. Н. Красовского РАН дал пользователям Толоки задание оценить в сжатые сроки смысловые связи русских слов, чтобы усовершенствовать качество электронных словарей. Всего лишь за один час для одного из таких лингвистических заданий было собрано 13 000 оценок — это невозможно было сделать силами рядовых сотрудников института.

Риски и защита от мошенников

Краудсорсинг — прекрасный инструмент для выполнения объёмных бизнес-задач, требующих больших человеческих ресурсов (например, для стандартизации объектов или процессов), особенно если речь идёт о максимально коротких сроках. Но при этом важно помнить, что далеко не все задачи бизнеса можно выполнить только благодаря количеству работников — очень часто ещё нужно и высокое качество. Поэтому для задач, которые требуют высокого профессионализма и длительной подготовки, лучше всё же нанять специалиста или нескольких специалистов, но не краудсорсеров. Это же касается случаев, когда речь идёт не о массовости выполнения, а о максимальной внимательности.

При этом сервис нельзя использовать для постановки недобросовестных коммерческих задач. К таковым относятся, например, продвижение сайтов, размещение проплаченных отзывов или рекламных материалов, участие в голосованиях или переход по ссылкам на указанные веб-страницы. В этом случае аккаунт пользователя, поставившего задачу, будет заблокирован.

Безусловно, Толока предоставляет разнообразные инструменты и для контроля работы исполнителей. Так, каждый пользователь при выполнении заданий зарабатывает измеряемые по стобалльной шкале навыки, которые отражают его качество. Кроме того, в Толоке действует рейтинг пользователя, который позволяет заказчикам выбирать исполнителей с самыми качественными результатами работы, а исполнителям открывает доступ к более дорогим заданиям.

Сейчас сервисом «Толока» пользуется более миллиона исполнителей из пяти стран, которые уже поставили больше 2 миллиардов оценок — причём это не только те, кому необходимо подработать, но и люди, которые трудятся «за идею». Их привлекает возможность своими силами совершенствовать искусственный интеллект и улучшать машинное обучение, которое применяется в Яндекс.Поиске.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s