Мотивация персонала: страшные сказки

Опубликовал(а)

oooo.plus_1040Ольга Грищенко, бизнес-тренер, профессиональный коуч, управляющий партнер Группы F5 рассказывает о ценности коучинга в вопросе мотивации персонала.

— «Работа для денег, хобби – для удовольствия», — сказал один из участников моего тренинга в крупном банке.

«Есть ещё динозавры», — подумала я.

А ведь совсем недавно так рассуждал любой сотрудник, а сейчас таких — единицы.

Если заглянуть в прошлое совсем далеко, то можно выделить несколько этапов эволюции отношения к работе:

  1. Работа – наказание. Вспомните советское время и принуждение к труду, борьбу с безработицей? Труд был очень тяжелым.
  2. Работа – деньги. Выслуга лет, надбавки за переработку, высокая стоимость рабочей силы: появилась возможность заработать больше других, если ты готов поехать на стройку, устроиться на завод.
  3. Работа – счастье. Когда в перестроечные годы привычный уклад рухнул, многие остались без работы и, как следствие, средств к существованию.
  4. Работа – карьера. А когда всё утряслось, оказалось, что при должном усердии и гибкости можно взлететь и стать уважаемым в обществе человеком – руководителем компании или менеджером среднего звена.
  5. Работа – удовольствие. Но, взлетев на высоты карьерной лестницы, люди чувствовали, что им чего-то не хватает в этом постоянном беге в колесе. Начал развиваться дауншифтинг, поиск своего предназначения.

А теперь ответьте на простой вопрос: «Какое отношение к работе у сотрудников в вашей компании?»

Тэд Пинк в своей знаменитой книге «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует» пишет «Тщательное изучение воздействия поощрения по результатам 128 экспериментов позволяет сделать заключение, что материальные стимулы имеют тенденцию оказывать в основном негативное влияние на внутреннюю мотивацию, — установили они. — Когда институты — семьи, школы, компании и спортивные команды — фокусируются на кратковременных целях и находят нужным контролировать поведение людей, они причиняют им значительный и непоправимый вред.»

То есть деньги – плохой мотиватор.

А ведь так всё было замечательно придумано: установил KPI для сотрудника, связал его с результатом труда и каждый будет работать по-максимуму.

Не каждый и недолго.

Кто-то сдастся сразу из-за высокого уровня стресса, кто-то получит результат, раз, другой, но со временем быстро пресытится, захочет чего-то большего.

Многие компании поймали тренд и стараются сделать всё возможное, чтобы превратить работу в удовольствие: новые комфортные офисы, корпоративные мероприятия, интересное обучение, но… людям, как будто и этого не достаточно.

Помните старый советский фильм «В моей смерти прошу винить Клаву К.»?

В Клаву еще с детского сада был влюблен красавец и спортсмен Сережа (в исполнении 18-летнего Владимира Шевелькова), они вместе учились в школе, он решал за девочку все проблемы, дарил ей подарки, помогал в учебе, записал с собой в хор и был готов для неё к любому подвигу.

А Клава обратила внимание на новенького мальчика – Лавра. Сергей пытался вернуть внимание подруги, даже предпринял попытку покончить с собой, но безрезультатно…

Её финальная фраза звучит ошеломляюще:

— Ты всё время дарил мне себя, а Лаврик подарил мне меня, понимаешь?

Давайте вместе подумаем о том, как подарить сотрудникам себя – в самой лучшей версии, о которой они еще даже и не подозревают.

4 comments

  1. Взгляды Тэда Пинка, как и его многих иностранных коллег не применимы в нашей стране в силу различий менталитета и экономических условий. Среднестатистически по стране, деньги-это единственный мотиватор, а пункты 4-5 могут себе позволить люди достигшие более-менее удовлетворительного уровня оплаты труда. Многие готовы пожертвовать хорошим коллективом и вменяемым начальником, в обмен на более высокие доходы.

    Нравится

  2. Сытый голодного не разумеет. Я руководитель мед учреждения в котором врачи работают на 2-3 работах и говорить о не материальной мотивации не приходится.
    Для того что бы говорить о возвышенном нужно сначала физиологические потребности удовлетворить — накормить, одеть, если этого нет, то говорить о коучинге и мотивации бессмыслено!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s