Нелегальный миграционный учет нового работника-иностранца

Опубликовал(а)

Тему раскрывает Андрей Бабаев, управляющий партнер «БАИВ Бизнес Консалт».

Бабаев.pngДля многих прием иностранного сотрудника — это процесс, с которым сталкиваешься впервые, и зачастую незнание процесса, тонкостей и нюансов по взаимодействию с миграционными органами приводит к различного рода негативным последствиям, таких как привлечение к административной ответственности и наложение крупного штрафа на организацию и ее должностных лиц.

Одна из самых часто встречающихся ситуаций — это прием на работу иностранных граждан, прибывших из стран с безвизовым режимом пребывания. С 2015 года процесс оформления разрешительной документации данной категории граждан перешел полностью в руки самих трудовых мигрантов, и работодатель или заказчик работ (услуг) здесь никак не вовлечен.

Федеральным законом № 357-ФЗ от 24.11.2014 была внесена статья 13.3 в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» № 115-ФЗ, описывающая особенности трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на основании патента. В данной статье регламентируется список документов, а также порядок их подачи иностранным гражданином для получения, впоследствии, патента, дающего ему право на работу.

Казалось бы, для организации всё упрощается, но попробуем на реальном примере рассмотреть, как это все выглядит на практике и с чем сталкиваются сотрудники компаний, на которых возлагают задачу оформить на работу иностранного гражданина и, конечно же, сделать это четко, быстро и без последствий со стороны миграционных органов.

В последнее время так повелось, что, приходя на новое место работы, иностранный гражданин приносит с собой целый набор оформленных документов, и для сотрудника, который с этим сталкивается впервые, все это представляется очень простым и понятным, но это только сначала.

Так и произошло с одним из юристов компании, занимающейся арендой офисных помещений, который имел хорошую теоретическую базу знаний, так как читал закон, но никогда ранее не взаимодействовал с миграционными органами. Компания приняла решение нанять на работу нескольких иностранных граждан, которые занимались бы уборкой территории и мелким ремонтом их офисного здания.

Что же знал упомянутый юрист и думал, что всё именно так и будет:

  1. С иностранным гражданином заключается трудовой или гражданско-правовой договор с учетом требований трудового и миграционного законодательства.
  1. В течение трёх рабочих дней от даты заключения договора, работодатель или заказчик работ (услуг) должен предоставить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции уведомление о заключении трудового или гражданско-правого договора.
  2. Отследить, чтобы в течение двух месяцев со дня выдачи патента, иностранный гражданин предоставил в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции копию трудового или гражданско-правового договора.
  3. Учесть, что патент иностранного гражданина действует в рамках оплаченного им налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа.

Кроме перечисленных четырех пунктов, сотрудник также удостоверился в наличии у иностранного гражданина действующего миграционного учёта. Ближе к дате истечения данного документа было принято решение продлить иностранному гражданину миграционный учет и сделать это по адресу организации на основании заключенного с ним договора.

Юрист, которому это было поручено, собрал все необходимые документы, в том числе ранее поданное уведомление о заключении договора с иностранным гражданином с отметкой миграционных органов и обратился к ним же с целью продлить миграционный учёт иностранному сотруднику, на что получил отказ.

Причина отказа — отсутствие в базе данных МВД информации о действующем миграционном учёте, который ранее иностранный гражданин оформлял себе самостоятельно. Вывод миграционных органов был однозначным — нарушение иностранным гражданином норм статьи 18.8 КоАП РФ в связи с нарушением им правил миграционного учета и применение к нему ответственности в форме наложения административного штрафа в размере пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Позднее в организации была проведена выездная проверка, в ходе которой было выявлено, что четырнадцать иностранных граждан, из шестнадцати нанятых на работу, также имеют миграционные учёты, которые не числятся в базе данных МВД. К ним была применена та же мера, что и в первом случае, который описан выше.

Как итог, организация понесла серьезные убытки, в первую очередь  из-за того, что длительный период времени не могла обеспечивать обслуживание офисного здания, что, безусловно, негативно сказалось на имидже компании и её взаимоотношениях с клиентами.

Какой из этого всего можно сделать вывод? Не стоит нанимать на работу иностранных граждан, чтобы избежать подобных ситуаций? Возможно, но не стоит забывать, что привлечение иностранной рабочей силы на позиции к труду, не требующему высокой квалификации, связан с двумя ключевыми причинами:

  1. Низкий уровень заработной платы, но который устраивает граждан, прибывших из стран СНГ, в связи со сложной экономической и социальной ситуацией, которая сложилась в их регионе
  2. Граждане РФ, в принципе не готовы работать на таких позициях, из-за сформировавшегося мнения о понятии статуса, дохода, успешной карьеры и желания зарабатывать способами, не связанными с ручным трудом

Как же тогда организациям избежать подобных ситуаций при привлечении иностранных граждан на работу? Есть два верных способа:

  1. Заблаговременно, до заключения договора с иностранным гражданином и подачи уведомления в миграционные органы о заключении с ним договора, убедиться в легальности оформленных у него документов, путем использования сайта ГУВМ (Главное Управление по Вопросам Миграции) МВД РФ или же обратившись в его территориальные подразделения
  2. Заключать договоры только с иностранными гражданами, с последней даты прибытия которых прошло менее семи рабочих дней. Таким образом, организация изначально сможет выступить принимающей стороной для иностранного гражданина, оформив ему миграционный учёт от себя

Так или иначе, проблема оформления документов, оформленных не в соответствии с законодательством РФ, остается одной из самых острых на сегодняшний день, её решение требует тщательных и продуманных действий, как со стороны законодательной власти, так и со стороны правоохранительной системы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s