Почему мы боимся слишком неленивых людей

Опубликовал(а)

М Кашуба Зарплата.руЧем плохи переработки команды и как изменить ситуацию, рассказала Маргарита Кашуба, маркетинг-директор онлайн-школы английского языка EnglishDom.  
— Когда мы только начинали формировать свою команду, когда обсуждали, как сделать так, чтобы десятки и сотни специалистов в разных точках мира работали эффективно и слаженно, нам казалось, что самое страшное — это если сотрудник уклоняется от работы, делает меньше, чем мог бы. Мы читали десятки книг и публикаций о мотивации, о повышении эффективности, разработали собственную систему удаленной работы команды. И никак не ожидали, что добившись высокой продуктивности, столкнемся с другой проблемой — профессиональным выгоранием и повышенной тревожностью. Мы так радовались, когда обсуждение рабочих вопросов в общих чатах затягивалось до полуночи, а в выходные можно было наткнуться на горящую лампочку напротив статуса сотрудника — online. Но все чаще обсуждение стало превращаться в раздраженные споры, мы стали ловить себя на беспричинном раздражении и немотивированной агрессии. Хотя сам проект по-прежнему был нам, как профессионалам, интересен, о другой работе никто не задумывался, и даже в отпуска и на выходные мы уходили регулярно. Налицо были все признаки высокой, даже болезненной тревожности, которая нас разрушала и была напрямую связана с профессиональной деятельностью, и с этим нужно было срочно бороться.

Чтобы спасти себя и команду от массового нервного срыва и прекратить финансировать фармацевтическую промышленность, мы попытались прежде всего сформулировать основные признаки того, что сотрудники «слишком неленивы».

  • Сотрудник работает в выходные, в праздники и глубокой ночью не только во время ситуативных авралов или время от времени. Понаблюдайте за его графиком работы — если у него нет выходных 3-4 недели подряд, он скорее всего уже на грани переутомления и выгорания. Такой режим даже самые выносливые люди в состоянии выдерживать не дольше 3-4 месяцев подряд, после чего нужно восстановление не менее полугода.
  • Он (или она — ни в коем случае не хотелось бы быть заподозренными в гендерном шовинизме:) нервозно общителен: каждый свой шаг, каждую идею обсуждает с коллегами, одновременно с этим говорит по телефону, пишет сообщения и письма. Стоит отойти на полчаса от компьютера или погрузится в какую-то задачу, как обнаруживаешь десятки писем и сообщений от него. Это никак не связано с многозадачностью, скорее с потерей фокусировки на нескольких основных задачах. Человек не может остановиться, ему нужно постоянно подхлестывать себя общением в клиповом формате.
  • Сотрудник все время спешит и никогда не успевает. Чем больше работает, тем дальше ему кажется поставленная цель. На совещания он приходит за полчаса или даже 40 минут, на рабочем месте — за час до начала рабочего дня. Перфекционизм, замешанный на сбитых биологических часах — самая страшная смесь, какую только можно себе представить!

Выявив признаки проблемы, нам стало проще разработать систему противодействия, чтобы сохранить высокую мотивацию и интенсивность работы, без чего невозможно развитие стартапа, но одновременно с этим снизить тревожность и нервозность.

  1. Работать каждый день восемь часов подряд, независимо от биоритма и собственного настроения — не просто неэффективно, это еще и вредно. Бывают дни, когда нужно быть на ногах в шесть утра, в девять первая встреча, но уже к 15.00 количество дел сокращается, вал забот спадает. Так почему бы не сделать паузу и не пройтись по парку: погулять с собакой, купить мороженое, посмотреть на реку? Хорошо бы при этом еще и выключить телефон, предупредив предварительно команду, что у вас «часы тишины». Этим кстати и хороша удаленная работа: чтобы сделать паузу, не обязательно ехать два часа домой, а решив вернуться к работе — повторить этот путь в обратном направлении. Достаточно закрыть ноутбук и выйти из дома, или встать из-за стола в коворкинге. Пройдет несколько часов, и с новыми силами и свежими идеями вы вернетесь к работе. Делайте такую паузу, как только чувствуете, что у вас дрожат руки от нервного напряжения и любая мелочь доводит до слез.
  2. Введите в команде часы, когда все общаются со всеми, и часы, когда можно спокойно работать без внешних отвлекающих факторов. Можно таким образом разделить каждый день, а можно выделить такие блоки в течение недели. Логично, что чем больше внешних раздражителей, тем выше уровень тревожности. Например, отдел PR принимает вопросы и пожелания каждый понедельник и четверг с 10.00 до 16.00, а наши разработчики — по средам, с 15.00до 20.00. Для начинающих сотрудников мы вводим правило «полутора часов», когда сотрудник обязан ответить на запрос в течение этого времени, иначе будет считаться, что он отсутствует на рабочем месте. Это важно при удаленной работе. Но когда речь идет об опытных и перегруженных задачами специалистах, то мы исходим из того, что а) есть запланированные часы их работы с другими отделами, б) они проверяют почту и месседжеры не чаще раза в 2 часа для экстренной связи, и не нужно истерить и дергать их вне часов, когда они на связи, если конечно «земля не наскочила на небесную ось».
  3. Сконцентрируйте контроль за сотрудниками на выполнении KPI, и исключите мелочный сиюминутный контроль. Знаете знаменитую фразу — «Вам шашечки или ехать?» Так и с командой, особенно когда вы работаете удаленно. Миновав этап, когда сотрудник только вливается в команду и нуждается в инструкциях и поддержке, чтобы понять суть проекта, кто есть кто в компании, а вы должна понять, насколько он вам подходит, переходим к этапу штатной работы. Мы убедились на собственном позитивном и негативном опыте, что гораздо эффективнее поставить понятные, согласованные с исполнителем, и измеряемые KPI, обсудить дэдлайны, чем ежечасно спрашивать у сотрудника, как идут его переговоры или готов ли текст. При последнем варианте вы отнимаете время у себя, у него, показываете, что вы не доверяете сотруднику, сбиваете и себя, и его с настроения заниматься текущим процессом, возможно отвлекаете от важного разговора или даже просто размышлений. Злые языки утверждают, что сотрудники Большого андронного колайдера во время рабочего дня пьют кофе, слушают музыку и катаются на качелях, чтобы лучше думалось. Не заглядывайте каждые 15 минут в духовку, когда у вас печется пирог — и тесто осядет, и себя задергаете. Дождитесь готовности, и вуаля.

Нельзя сказать, что мы полностью победили тревожность. И к сожалению, успокоительные — еще значительная расходная часть в наших семейных бюджетах. Но по крайней мере мы понимаем, что нужно найти баланс между эффективностью и интенсивностью, и в тоже время отсутствием нездоровой тревожностью. А осознание проблемы — первый шаг к ее решению!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s