5 способов нейтрализовать негативную ситуацию в коллективе

Posted by

Вера Альшевская, HR-директор корпорации «Баркли», делится своим опытом разрешения негативных ситуаций на работе. 

«Прежде чем выбрать тот или иной инструмент нейтрализации негативной ситуации в коллективе, нужно разобраться в истинных причинах ее формирования — только в этом случае попытки исправить ситуацию будут эффективными. Ухудшение морально-психологического климата в коллективе может пагубно сказаться на работе, поэтому в интересах руководства улучшить обстановку, используя для этого как стандартные, так и нетривиальные методы.

Корпоративная культура

Обстановка внутри коллектива напрямую зависит от типа корпоративной культуры. Кулуарные обсуждения и междоусобные разборки свидетельствуют о нездоровой атмосфере ― в такой ситуации руководитель должен своевременно пресекать любую деструктивную информацию. Необходимо отметить, что большая часть неприятных кейсов, связанных с распространением «сплетневируса» по офису, происходит с молчаливого согласия руководства. В рамках профессиональной этики нужно открыто и четко дать понять своим подчиненным, что подобный вариант выстраивания взаимоотношений в коллективе категорически недопустим. Пресекайте такие действия решительно и публично! Выявляйте «зараженных» сотрудников и своевременно «лечите». Чем дольше вы позволяете таким «коллегам» распространять вирусную информацию, тем хуже становятся отношения между отдельными сотрудниками и в команде в целом.

Тимбилдинг

Бывает так, что в коллективе плохо налажены межличностные коммуникации, отсутствуют общие интересы. Особенно часто это встречается в проектных командах, где коллектив подбирается для совместного решения задач из разных структур или даже отдельных офисов компании. Это неизбежно приводит к трениям, провоцирует сложности в решении совместных задач, приводит к скрытой конфронтации. Самый короткий путь в решении такой ситуации ― организация командного мероприятия. Рынок таких услуг сейчас достаточно развит, поэтому каждая компания может найти мероприятие, подходящее корпоративной культуре. Даже без существенных финансовых затрат можно самостоятельно справиться с решением этой проблемы — это может быть и организация шахматного турнира прямо на территории офиса, и товарищеский футбольный матч, и совместное посещение интересной выставки. Все зависит от типа корпоративной культуры, возрастных особенностей, гендерного состава и, конечно, личных пристрастий ваших коллег. Результат не заставит себя долго ждать!

На практике я сталкивалась с ситуациями, в которых негатив зарождался вне офиса, а проецировался на рабочий процесс. Обычно это происходит в компаниях с крайне высоким объемом работы персонала на пике проектных загрузок. Когда сотрудники остаются в офисе сверхурочно, вынуждены отвлекаться на рабочие задачи в свое свободное время, часто и подолгу находятся в командировках. Родные и близкие крайне неодобрительно относятся к таким обстоятельствам, оказывают давление, принуждают к смене работы. Как следствие, и у самого сотрудника формируется негативное отношение к рабочей нагрузке. В таком случае тимбилдинги также полезны, поскольку всегда можно пригласить на мероприятия близких родственников. Например, организовать День открытых дверей для членов семей работников, с рассказом о компании, общением с руководством, последующим совместным чаепитием отлично поможет снять негатив и сформировать образ благонадежного работодателя. Для детей, если позволяет территория, можно позвать клоунов и аниматоров. Это очень запоминающееся событие, позволяющее людям сблизиться еще больше и прийти к взаимопониманию.

Профессиональные тренинги

Зачастую негативная среда формируется в молодых и малоопытных командах — для успеха им может просто не хватать знаний и навыков успешных коммуникаций. У них пока еще отсутствует должным образом сформированное умение правильно доносить информацию, разрешать конфликты, работать в команде, делегировать полномочия и расставлять приоритеты. Здесь стоит важная задача ―  обеспечить молодым бойцам непрерывное наращивание компетенции в области конфликтологии и психологии рабочих отношений. Сегодня это очень востребованное и важное направление. Можно организовать Soft-skill тренинг, где такие сотрудники могли бы на практике овладеть инструментами эффективных коммуникаций, получить знания в области разрешения конфликтов и успешно применять их для качественного взаимодействия с коллегами и партнерами. Это позволит повысить уровень передачи и получения информации среди персонала.

Комната психологической разгрузки

Высокий темп и постоянно растущий объем задач нередко бывают тесно связаны с повышением уровня недовольства персонала. Плотная интенсивность работы и неподвижность в рабочее время напрямую влияют на психоэмоциональное состояние сотрудников. В таком случае можно организовать комнату психологической разгрузки. Форматы могут быть разными ― от мини- спортзала до релакс-помещения с тихой музыкой и удобными креслами-трансформерами. Мужчинам, например, достаточно подтянуться на турнике 10 раз и сделать несколько физических упражнений, чтобы почувствовать себя комфортней эмоционально и физически.

Транслирование перспектив

Как бы банально не звучал совет ― не пренебрегайте возможностью открыто и честно доносить до персонала текущее состояние дел в бизнесе.  В информационном вакууме сотрудники склонны преувеличивать текущие сложности, искажать факты, домысливать. А это неотвратимо провоцирует рост напряженности, повышает уровень неуверенности в завтрашнем дне и, как следствие, оказывает негативное влияние на атмосферу в коллективе.  Главная задача руководства в такой ситуации — регулярно информировать персонал об изменениях и возможных перспективах преодоления кризисных моментов, которые в компаниях периодически случаются. Когда сотрудники видят открытую позицию руководства, знают о том, что бизнес предпринимает максимум усилий для улучшения сложившейся обстановки, планирует свою деятельность как в отдаленной, так и в ближайшей перспективе, уровень их лояльности стабилизируется. Для этого топ–менеджерам достаточно проводить периодические личные встречи с подчиненными или же использовать внутренние информационные ресурсы для информирования персонала. Руководство должно раскрыть сотрудникам стратегию компании и перспективы развития либо преодоления сложностей, несмотря на текущие непростые рыночные условия, нездоровую конкуренцию и непрерывное повышение стоимости продуктов и услуг. Это очень эффективный инструмент.»

Вера Альшевская, HR-директор корпорации «Баркли»

2 comments

    1. Мы рады, что вам понравилось 🙂 И желаем успеха в применении новых идей и методов! Будет интересно узнать о результатах их внедрения.

Добавить комментарий