Работа для студентов или студенты для работы?

Posted by

Центр развития бренда работодателя Уральского банка реконструкции и развития провел исследование того, как HR-специалисту правильно выстраивать взаимодействие со студентами, чтобы привлекать лучшие кадры. Результатами делится Вера Харченко, начальник отдела внутрикорпоративной обратной связи УБРиР. 

Screenshot_2«Обычно студенты появляются в организации, получив диплом. Однако точки контакта с работодателем могут происходить и ранее – студенты проходят учебные практики, устраиваются на стажировку в компании, участвуют в мероприятиях. Стажировки, которые организуют работодатели, помогают в решении вопросов привлечения выпускников с высоким профессиональным потенциалом.

Именно поэтому сегодня важно понимать, каковы запросы современного студенчества, какой они видят будущую работу и своего работодателя, к какому сотрудничеству готовы и что ожидают от программ стажировок. Изучая мнение целевой аудитории, работодатель может узнать представления студентов об HR-бренде – какие ожидания и запросы у них уже сформированы, что может быть привлекательным с точки зрения стажировок и будущей работы, а также какие инициативы и предложения во взаимодействии со студентами могут получить отклик и интерес.

Для решения этих вопросов отдел внутрикорпоративной обратной связи Центра развития бренда работодателя Уральского банка реконструкции и развития в марте-апреле 2018 г. провел исследование мнений студентов «Уральского федерального университета имени первого президента Б.Н. Ельцина» о работодателях.

УрФУ является одним из крупнейших вузов России: состоит из 20 институтов и факультетов, в нем обучается более 37 000 студентов. Университет является одним из главных «поставщиков» кадров на рынок труда уральского региона. Мы провели онлайн-опрос среди всех студентов УрФУ и получили 832 ответа. Характеристики опрошенных студентов отражают структуру обучающихся вуза, что свидетельствует о надежности полученных данных:

  • 68% бакалавры, 22% магистранты;
  • 23% обучались на 1 курсе, 22% — на втором, 19% — на третьем и 15% на 4 курсе;
  • 21% составили студенты Уральского гуманитарного института, 14,5% — Высшей школы экономики и менеджмента, 14% — Институт новых материалов и технологий (студенты других институтов и факультетов представлены примерно пропорционально относительно общего числа обучающихся);
  • 31% опрошенных – студенты, обучающиеся по  направлению инженерные науки, 27% — социально-гуманитарное образование; 16% — инфораматика.

Проведенный онлайн-опрос позволил нам оценить привлекательность банка как работодателя у этой целевой группы по следующим вопросам:

  1. Какие характеристики работодателя важны студентам?
  2. Что студенты думают о своем опыте практики и чего ожидают от стажировки?
  3. Какие варианты сотрудничества с работодателями наиболее интересны студентам?

Полученные результаты помогли нам определить фокусы в работе со студентами, скорректировать и дополнить имеющиеся программы. Мы сформулировали рекомендации, которые не только могут помочь в работе с представленными данными, но и в разработке мероприятий по укреплению HR-бренда в отношении студентов как целевого сегмента.

Зарплата или развитие? Что для студентов важнее при выборе работодателя

Мы выяснили, что при выборе работодателя самым важным являются возможности профессиональной самореализации и размер будущей заработной платы (по 4,47 баллов из 5 возможных). Как показал анализ полученных ответов, для студентов, которые уже были на практике, возможности профессиональной самореализации значительно важнее, чем для тех, кто еще такого опыта не имел.

Вторыми по важности факторами выбора являются социальные гарантии, режим работы и возможности обучения и развития в компании (по 4,37 б.).

Третья группа характеристик работодателя включает в себя такие факторы как выплата «белой» заработной платы, всех отчислений и забота о жизни и здоровье сотрудников (по 4,11 б.).

Стоит обратить внимание, что для студентов важен складывающийся вокруг компании фон. Это выражается в том, что студенты обращают внимание на положительные отзывы сотрудников (3,92), имидж компании (3,88) и её ориентированность на инновации (3,83).

факторы фиолет
«Если бы вы сейчас искали место для будущей работы, насколько бы важными для вас были следующие характеристики работодателя? Отметьте по шкале от 1 до 5, где 1 – не важно, а 5 – важно»

Наименее значимыми для студентов при выборе работодателя, как показали результаты опроса, являются возможность работать удаленно, свободный дресс-код и отсутствие переработок.

Совет 1: Если вы хотите быть привлекательным работодателем для студентов, покажите, какие у вас есть возможности профессиональной самореализации. Подчеркните, что вы можете обеспечить их не только работой по полученному образованию, но и способствовать развитию личностного и профессионального потенциала.
Имейте в виду, что студенты будут вас оценивать не только с точки зрения конкурентноспособности предлагаемой заработной платы и наличия всех социальных гарантий, но и по тому, как вы заботитесь о жизни и здоровье сотрудников. Уделяйте внимание тому, что говорят о вас ваши сотрудники, какой имидж складывается у компании на рынке труда. Наибольшей привлекательности вы достигнете, если зарекомендуете себя как лидера, дорожащего своей репутацией и устремленного в инновации, а ваши сотрудники будут давать положительные отзывы своим друзьям и знакомым.

Практика для студентов: польза или вред?

У половины опрошенных студентов (53%) за время обучения уже был опыт прохождения практики или стажировки. Оценка этого опыта достаточно дифференцирована: каждый пятый студент, имевший опыт практики, отметил, что она в большей степени полезна для учебы (19%), примерно столько же отметили, что она поможет в будущей работе (18%). Практически равное число студентов отметили высокую полезность практики (27%), и в то же время 26% обозначили, что практика бесполезна.

практика и стаж зел
«Как бы вы описали собственный опыт практики, стажировки?»

Какой должна быть стажировка для студентов?

Большинство студентов (77%) заинтересовано в стажировке или практике вне зависимости от того, предусмотрена она образовательной программой или нет.

Однако анализ ответов показал, что студенты, которые были ранее на практике, реже демонстрировали заинтересованность стажировками в отличие от тех, кто такого опыта не имел (84% студентов, у которых не было практики, хотели бы ее пройти, и только 71% тех, у кого она была). Отсюда следуют важный вывод – опыт прохождения практики снижает интерес к ней, но ответа на вопрос «почему так происходит», к сожалению, нет. Это может быть связано как с пересмотром ожиданий от получаемого образования и профессии самим студентом, так и с негативным опытом практики, когда студент не видит в ней ни практической, ни интеллектуальной пользы.

Поэтому мы спросили, каким должно быть идеальное место для стажировки или практики. Продолжая фразу «Организация, в которой я точно хочу проходить стажировку, должна быть…», 73% участников опроса ответили, что организация должна быть полезной для получения опыта работы, а 60% студентов – для трудоустройства в будущем.

Почти 40% участников опроса отметили, что идеальная для стажировки организация должны быть надежной, 30% студентов хотят, чтобы она устраивала на работу выпускников, а каждый четвертый (26%) указал, что компания должна гарантировать устройство на работу.

Немаловажным в идеальном месте стажировки для студентов является авторитетность организации (17%), лидерство отрасли (16%), работа с вузами (8%) и известность на рынке (7%).

Участники опроса также дополнили характеристики идеальной организации своими вариантами: она должна быть интересной, комфортной, с оплачиваемой стажировкой, хорошим коллективом, порядочной.

Совет 2: Если вы хотите привлечь студентов на практику или стажировку, в первую очередь обеспечьте их такими заданиями или функционалом, которые будут им полезны в будущем. Необходимо позиционировать себя как надежную организацию, которая не только может гарантировать трудоустройство в будущем, но и быть заинтересованной в привлечении выпускников. Чтобы стать совсем идеальным местом для стажировок студентов, позиционируйте себя как авторитетную компанию, лижера отрасли, активно взаимодействующего с вузами, в которой интересно и комфортно, а качественная работа стажера может быть оплачена.

Для большинства студентов (65%) стажировка дает опыт работы, который пригодится в будущем; 53% участников опроса отметили, что практика поможет при устройстве на работу по полученному образованию. Для 47% студентов стажировка или практика дает возможность попасть в «резерв» — устроиться на работу в эту компанию по завершению обучения в вузе.

41% опрошенных студентов отметили, что стажировка развивает личностные качества, способствует саморазвитию. Около трети указали, что это повышает шанс найти работу, еще обучаясь в вузе. Только для 8% студентов стажировка гарантирует трудоустройство.

Совет 3: Продумывая программу (проект) стажировки или практики для студентов, подчеркивайте возможности, которые она даст им. В первую очередь задумайтесь о привлечении студентов профильных вузов, специальностей, факультетов. Создайте некий «резерв кадров» — подчеркните, что лучшие стажеры могут попасть в него и будут рассмотрены как кандидаты при открытии вакансий. Берите на работу лучших, не дожидаясь получения ими образовательного сертификата.

Стажировка, как тебя найти?

Если бы студентам нужно было искать информацию о местах стажировки или практики, большинство из них, прежде всего, обратились к сотрудникам компании (54%) и сайту организации (51%). Почти половина студентов отметила, что прислушались бы к мнениям преподавателей и сотрудников вуза (49%), а 43% стали бы изучать информацию в  интернете. Для каждого третьего участника опроса (32%) важным ресурсом являются отзывы других студентов – тех, с кем они вместе учатся.

Около 30% стали бы искать объявления о вакансиях стажеров, каждый четвертый (25%) обратился бы за отзывами к друзьям и знакомым, а каждый пятый искал бы информацию в социальных сетях (21%). Несколько реже студенты называли в качестве источников информации о стажировках и практиках СМИ (19%) и рекомендации родителей (13%).

Наименее востребованным источником информации о стажировке является центр содействия трудоустройству в вузе (7%).

каналы серый
«Какие каналы поиска информации о стажировке предпочтительны для вас?»

Совет 4: Чтобы активно привлекать студентов на стажировку или практику, обеспечьте сайт вашей организации полной информацией о таких возможностях. Отзывы действующих сотрудников могут помочь в выборе вашей компании как места получения опыта работы. Активно сотрудничайте с профильными институтами, факультетами, кафедрами, преподавателями – они могут обеспечить вас лучшими кадрами. Не пренебрегайте размещением вакансий стажеров на работных сайтах – при поиске работы студенты могут выбрать вас как возможность получения опыта, а не заработной платы.

Какие программы взаимодействия интересны студентам?

Одна из самых важных проблем, которую мы изучали в опросе, — вопросы о том, какие формы сотрудничества с работодателями интересны студентам.

Мы выяснили, что наиболее интересными для студентов являются встречи с представителями компании (61%), семинары, конференции, митапы (61%), а также трудоустройство (59%) и экскурсии в организации (58%). Несмотря на высокий интерес к мероприятиям, которые организует работодатель, немногие готовы принять участие в них (21% всех опрошенных).

Чаще всего студенты говорили о том, что готовы принять участие в оплачиваемых стажировках (46%). В прохождении неоплачиваемой практики студенты совсем не заинтересованы (только 12% готовы принять участие, а для 38% они не вызывают интереса вообще).

формы взаим синий
«Какие формы сотрудничества работодателей и студентов являются, на ваш взгляд, наиболее продуктивными и интересными? А в каких мероприятиях, организованных работодателям, вы бы точно приняли участие?»

Обратим внимание на грантовые конкурсы и программы. Как показали результаты опроса, большинству студентов они интересны (57%), однако только каждый пятый (20%) готов принять в них участие. Объяснить это можно тем, что только лучшие и амбициозные студенты хотят участвовать в подобных мероприятиях.

В целом студенты демонстрируют прагматизм в отношении взаимодействия с потенциальными работодателями – они заинтересованы в программах, которые могут быть оплачены (стажировка или трудоустройство), «несложных» способах коммуникации (встречи с представителями компаний) или тех, в которых они могут чему-то научиться или поделиться собственными опытом (различные мероприятия в формате конференций и семинаров).

Совет 5: Чтобы сделать взаимодействие со студентами максимально эффективным, востребованным с их стороны, подумайте о возможности предоставить студентам оплачиваемую стажировку или принять  кого-то на работу во время учебы. Делать ставку на неоплачиваемую стажировку несколько рискованно: студенты заинтересованы в такой возможности, но не готовы проходить практику бесплатно. Проведение конференций, семинаров, митапов вызовет интерес со стороны студентов, однако нужно обеспечить потенциальную аудиторию полной информацией и постараться максимально вовлечь её. Перспективной является организация грантовых конкурсов и программ, ведь таким образом можно привлечь лучшие студенческие умы.

Вместо выводов

Изучив мнения студентов крупнейшего уральского вуза, мы смогли определить для себя фокусы в работе с современными студентами:

  • Мы узнали, что при выборе будущего места работы студенты в первую очередь ориентируются на заработную плату, возможности профессиональной самореализации, обеспечение социальными гарантиями, удобный режим работы, возможности компании обучать и развивать своих сотрудников;
  • Мы определили, что только небольшое число студентов, у которых была практика, считают ее полезной для учебы и будущей работы, а каждый четвертый вообще не увидел в ней никакой пользы;
  • Мы поняли, что большинство студентов заинтересовано в приобретении опыта работы, стажировки. В идеальном, по мнению студентов, месте для стажировки получаемый опыт обязательно будет полезен в работе или для трудоустройства; сама компания надежна и устраивает на работу выпускников;
  • Мы уточнили, что студенты видят в стажировках много полезного с точки зрения будущего трудоустройства – и опыт работы, и возможность устроиться на работу «по специальности», и попадание в кадровый резерв компании;
  • Мы убедились, что самыми эффективными способами поиска информации о стажировках являются сотрудники компании, сайт организации, мнение преподавателей и сотрудников университета, а также сеть Интернет.
  • Мы понимаем, что при выстраивании работы со студентами нужно учитывать их прагматизм и прорабатывать такие форматы, как оплачиваемые стажировки, трудоустройство лучших, конференции и семинары, а также регулярные встречи.

итогМы поделились с вами самыми важными результатами проведенного исследования и очень надеемся, что они получат отклик в вашей работе, выстраивании программ взаимодействия со студентами, а также в усилении HR-бренда вашей компании.»

Вера Харченко, начальник отдела внутрикорпоративной обратной связи Центра развития бренда работодателя, Уральский банк реконструкции и развития.

Инфографика подготовлена ведущим специалистом отдела внутрикорпоративной обратной связи Елизаветой Спирьковой.

Добавить комментарий