Как изменилось поведение соискателя на рынке труда?

Posted by

Мы в Зарплате.ру проводим около 150 различных исследований в год. Это небольшие и глубинные интервью, фокус-группы, панельные и телефонные интервью, аналитические опросы соискателей и работодателей. В среднем, раз в два дня мы получаем и анализируем данные, исследуем рынок, отношение к продукту, рекламе и различным поведенческим факторам.

В рамках флешмоба #10yearschallenge, который набирает огромную популярность в сети, мы сравнили поведение соискателей в 2008 и 2018 годах и выявили 10 главных трендов.

Иван Чирков, бренд-директор Зарплаты.ру, делится результатами нашего исследования.

1. Отклик без релевантного опыта

За последние десять лет очень резко сократился релевантный опыт соискателей, указанный в их резюме. Соискатели стали более расслаблены, они понимают, что работодатель готов рассматривать их кандидатуру даже при отсутствии 100%-ного релевантного опыта.

Потенциальные сотрудники также знают, что у большинства компаний есть внутрикорпоративное обучение и, как следствие, возможность вырасти самостоятельно. А у работодателя есть потребность скорее закрыть вакансию.

2. Перераспределение каналов поиска

В 2008 году соискатели искали работу в основном через job -сайты, кадровые службы, газеты и прямые обращения в компании. Спустя 10 лет job-сайты выросли практически до 95%. Почему не до 100%? Потому что всегда будут люди, которые готовы пользоваться другими сервисами, предпочитая их сайтам по поиску работы.

При этом сильно увеличилось количество соискателей, которые ищут работу в соц. сетях. И оттуда переходят на job-сайты, личные страницы работодателей, в карточки компаний и откликаются на понравившиеся вакансии (или звонят). Также увеличилось число соискателей, которые ищут работу через мессенджеры.

По прогнозам, к 2030 году офлайн-каналы поиска работы будут занимать не более 1-2% доли рынка.

3. Работа рядом с домом

За 10 лет популярность работы рядом с домом у линейного персонала выросла на 20%. Работа недалеко от дома — это экономия времени, возможность быть чаще с семьей, отдыхать. У ведущих специалистов популярность работы рядом с домом выросла на 5%.

Если говорить про линейных руководителей и руководителей департаментов, их этот тренд практически не коснулся. Чем выше должность, тем реже люди хотели бы работать рядом с домом. Здесь соискатели готовы тратить время на дорогу, ведь для них главное, чтобы работа позволяла реализовать свой потенциал, была интересной и приносящей удовольствие.

4. Увеличение времени поиска работы

В связи с тем, что сегодня можно получить доступ практически к любой информации, у людей появилась возможность тратить на это свое время.

В 2008 году оптимальное время, за которое люди находили работу после увольнения, — 2,5 месяца. Сейчас же хороший специалист готов выбирать подходящую работу в течение полугода.  

Исследования показывают, что ведущие специалисты, руководители действительно готовы дольше других искать работу, соответствующую их требованиям. И скорее всего, этот тренд не изменится в ближайшие годы (при условиях отсутствия кадрового кризиса).

5. Увеличение времени отклика на вакансию

В первую очередь это тесно связан с тем, что люди готовы проверять работодателей тщательнее. Они заходят на сайт по поиску работы, видят большое количество вакансий и компаний и готовы тратить больше времени на то, чтобы совершить отклик.

Сейчас, чтобы заинтересовать и привлечь качественного специалиста, компании нужно рассказать ему о своих ценностях, о мотивации сотрудников, о конкурентных преимуществах и бенефитах.

В 2008 году линейные специалисты выбирали интересные им вакансии в течение 2,5 минут, теперь же время выбора может достигать 9,4 минуты.

У руководителей департаментов время выбора вакансии выросло всего на 50%: раньше они были готовы сделать выбор за 20 минут, сейчас это занимает около получаса.

6. Новые приоритеты при работе с job-ресурсами

В 2008 году самыми важными критериями выбора вакансий на job-сайте были зарплата, база вакансий и проверенные работодатели.

В 2018 же году на первом месте обратная связь от компании. Сейчас соискатели всё больше внимания обращают на то, отвечает работодатель на отклик или нет, а также на удобство сайта и на то, насколько проверенные компании размещаются на job-порталах. По данным исследований, в 2018 году заработная плата в этом рейтинге занимает 4 место.

Для одного из исследований мы собирали отзывы специалистов, которые рассказывали о своей реакции на работодателей, когда те не отвечают на их отклик. И вот какие мнения мы получили:

Да, HR-специалисты из-за разных особенностей своей работы не всегда готовы молниеносно отвечать, давать фидбек на резюме соискателя. Но надо помнить, что в этот момент соискатель начинает чувствовать обиду, и этот негатив проецируется на весь бренд компании. И потом отработать этот негатив бывает очень тяжело.

7. Тотальная проверка работодателей

В 2008 году, чтобы проверить работодателя, соискателю хватало 7 минут. Проверить — значит найти информацию о компании, прочитать отзывы.

В 2018 году соискатели стали изобретательнее. Большинство готово тратить на знакомство с компанией около 40 минут (тренд не коснулся линейного персонала). Иногда даже соискатели находят сотрудников компании, предложение которой они рассматривают, и спрашивают о работодателе, узнают информацию из первых уст, а уже потом делают свой выбор.

8. Рост количества отказов от собеседований

После того, как соискатель ознакомился с информацией о компании и согласился на собеседование, в 2008 году было всего 7,5% соискателей, которые могли отказаться от встречи или просто не прийти без предупреждения.

В 2018 году таких кандидатов уже 20%. Правда, нужно отметить, что сюда попадают соискатели, которые заболели и не смогли прийти, опоздали и не захотели показаться непунктуальными. Но, тем не менее, это быстрый тренд, и, скорее всего, количество отказов от собеседований будет расти.

9. Лень дублировать информацию

Мы провели фокус-группу в Красноярске с 8 специалистами: начиная от работника склада и заканчивая руководителем группы продаж одной из федеральных банковских сетей.

И все они сталкиваются с одной и той же ситуацией – у них есть опыт работы, но нет желания дублировать информацию на job-сайтах. Им лень.

У соискателей есть «файлы в ворде», где указан опыт работы и вся информация для работодателя. Этот файл они готовы отправлять в ответ на вакансии вместо оформленного резюме на job-портале. Зачастую такие файлы не слишком удобны для HR-менеджеров, и резюме таких соискателей могут не обрабатываться.

10. Соискатель выбирает работодателя

В 2011 году не работодатель выбирал соискателя, а сам соискатель выбирал компанию, в которой он хотел бы работать, этот тренд подтвержден множеством разных исследований. В 2015 году в связи с кризисом ситуация кардинально изменилась – работодатели начали выбирать соискателей. Стало больше отказов, работодатели стали придирчивее. Тогда люди в поиске работы начали наращивать профессиональные компетенции, повышать квалификацию, ходить на новые курсы.

Наши исследования показывают, что в 2018 году тренд снова меняется, и соискатели чувствуют себя увереннее и свободнее: более придирчиво относятся к hr-бренду, задают каверзные вопросы на собеседовании, могут не откликаться на вакансию, если им что-то не понравилось, и пропускать собеседования, уходить со стажировок без предупреждения.

Если верить этой волне, то где-то в 2020 году тренд снова изменится. Мы видим в этом определенный цикл, который в среднем занимает 4 года.

О том, как можно привлечь соискателей с помощью Зарплаты.ру — в руководстве пользователя к Брендированной карточке компании, нашему новому инструменту.

6 comments

  1. В перераспределении каналов поиска получается, что процентное соотношение каналов суммарно составляет 212 % за 2018 год, или это говорит о том, что люди ищут и через job-сайты например и через соцсети одновременно?

    1. Ксения, да, люди используют разные каналы поиска работы одновременно:)
      Есть 100% пользователей, которые ищут работу, и из них 95% используют job-ресурсы, из них же 30% пользователей используют соц.сети, а 15% — мессенджеры и т.д.

Добавить комментарий