Если с другом вышел в путь: как работать с друзьями и двигать бизнес вперед?

Posted by

Дружба играет огромную роль в жизни каждого человека. Друзья помогают нам решать проблемы, разделяют с нами радостные моменты и оказывают поддержку в трудную минуту.

Но брать друзей на работу — это всегда определенный риск. Так как же рискнуть и не прогадать? Мы спросили об этом у экспертов.

Сергей Белан, основатель и генеральный директор группы компаний «Викиум»

«Для меня опыт работы и ведения бизнеса с друзьями оказался полезным и интересным. Масштабировать бизнес с друзьями не получилось. С другом, с которым начинали Викиум, из-за расхождения в целях, видении дальнейшего развития компании в итоге разошлись и как бизнес-партнеры, и как друзья.

А вот присоединить друзей к бизнесу и сохранить дружеские отношения получилось. Тут я уже действовал более осмысленно и обо всем договаривался на берегу. Сейчас союз с техническим директором компании Павлом Колжиковым складывается более чем удачно. Мы знали друг друга до начала работы в Викиум 13 лет и решение о начале совместного сотрудничества принимали не спеша и аккуратно. Один из выводов, который я сделал, — рабочие отношения с другом могут быть успешными, когда у каждого четко оговорены зоны ответственности и никто из вас не вмешивается в рабочие процессы друг друга.

Плюсы работы с друзьями: ты знаешь человека, у вас совершенно иной уровень доверия, в работе вы действуете с позиции «не подвести друг друга». К тому же, офис перестает быть местом работы, он становится вторым домом, где есть близкие люди. Вы погружены в рабочие процессы, но в то же время есть возможность отвлечься, получить заряд положительных эмоций от общения и шуток.

Когда я ищу новых сотрудников, в первую очередь я смотрю их из ближайшего окружения, потом среди знакомых, их знакомых и дальше. Особенно, если это серьезные позиции в компании. Но я не даю должность по дружбе. Если есть друг, который хочет у меня работать, но его квалификации недостаточно на позицию, и есть человек не из близкого круга, но высококлассный профессионал, возьму его, а не друга. Бизнес не должен страдать от кадровых решений.

Без минусов тоже не обходится. Были такие случаи, когда друзей приходилось увольнять. Принимаю я такое решение легко, если вижу, что друг начинает чувствовать свое привилегированное положение, пользоваться этим и  недорабатывать, подводить проект.

Друзья могут стать прекрасными коллегами, на которых можно положиться и в жизни, и в работе. Мне повезло, сейчас в моей команде два хороших друга и один боевой товарищ Денис Лагутиский, с которыми мы работали в банке и который возглавляет и развивает B2B направление. Все вместе мы — слаженный механизм, который двигает Викиум вперед».

Артем Парфенов, основатель компании Vasco:

«Я считаю, что прежде всего мы работаем не с хорошими парнями, друзьями или добрыми людьми, а с профессионалами, и важно понимать, что быть другом и профессионалом не одно и то же. Нужно беспристрастно подходить к решению о работе с друзьями, трезво оценивать их опыт с точки зрения пользы для компании.

Огромный плюс в том, что ты работаешь с человеком, с которым вас изначально объединяют общие взгляды и интересы, контакт уже налажен, и решение многих вопросов может пойти быстрее и продуктивнее. И если бы каждый работодатель знал о своих сотрудниках столько же, сколько о друзьях, можно было бы собрать идеальную команду.

Почти с самого основания и по сей день на ключевых позициях в компании трудятся два моих университетских товарища. Дружеские отношения, проверенные временем, несомненно, помогают. Вопросы делегирования и доверия для любого основателя всегда очень сложные, особенно в первые годы существования компании. Но когда ты знаешь человека 10 лет, работать с ним очень ценно, ему можно доверить что угодно и быть уверенным, что он не подведет».

Мария Козлачкова, совладелица холдинга «MANJARI»

«Создавать бизнес и работать с друзьями легко в том случае, если нет ограничивающих убеждений пользу обратного. Мой жизненный опыт показал, что работать в команде с друзьями и двигаться вместе к развитию можно.

Первый такой проект мы делали в возрасте 11-12 лет. Это был сетевой маркетинг, и, чтобы быть успешным в этом деле, нужно было рассказать о сути работы и возможности заработка всем. Я начинала с друзей, и именно благодаря этой практике мне не страшно работать с семьей, одноклассниками/однокурсниками и друзьями.

Из плюсов я выделяю то, что вам не нужно время на притирку друг к другу. И если вы приняли решение работать вместе, то вы понимаете с чем можно будет столкнуться в будущем, и вас это устраивает. Также очень важно доверие в финансовом плане. Если доверяете другу как к себе, то сможете смело делегировать денежные операции.

Третий плюс — совместное развитие в бизнесе позволит остаться вместе и в дружеских отношениях на долгие годы. Нормально, когда в случае успеха вашего бизнеса отсеивается большая часть друзей. У вас начинают расходиться интересы и времяпрепровождение. Но когда вы в команде, вы растёте вместе.

Минусы могут возникнуть при неправильном подходе к работе в принципе. Например, вы заранее нечетко проговорили все обязательства и вознаграждение. В этом случае со временем может возникнуть недопонимание и напряжение, но оно легко снимается открытым, откровенным разговором и расстановкой всех точек над «i».

Второй минус, который был на моей практике, — в случае неисполнения должностных обязанностей друга трудно разорвать с ним рабочие отношения. Такое может случиться, если ваш друг думает, что к нему будет особое отношение в силу его статуса и постепенно «забивает» на работу. А в случае увольнения обижается, и дружба прекращает существовать.

Избегайте найма сотрудников или партнёрства только потому, что этот человек ваш друг или член семьи. Прежде всего вы должны видеть в нем специалиста, нужного в вашей команде».

Был ли у вас опыт работы с друзьями или родственникам? Делитесь в комментариях или присылайте свои истории на say@zarplata.ru.

3 comments

  1. Хорошая статья. Не могли бы Вы написать о том, как человек пришел работать в компанию, а в ней пара, тройка родственных кланов, т.е. у каждого учредителя по кланчику. И некоторые из них не то что бы не тянут, они тянут, но на дно. Что делать? Вот в чем вопрос.

    1. Менять компанию, ибо против учредителей ничего не поделаешь.

  2. Интересную тему подняли — можно ли вести бизнес с друзьями?
    Я в HR-менеджменте уже 20 лет. Первое время пыталась приглашать на вакансии знакомых и друзей, но пару раз сильно обожглась. Пригласив бывшего коллегу с неплохим опытом, оставшегося без работы, в другой холдинг, я была уверена в его опыте и знаниях, как сейчас говорят, в его экспертизе. Но в другой компании, с другой корпоративной культурой, с другими подходами к бизнесу, он не смог быть эффективным. Бывший коллега откровенно «филонил», на рабочем месте бывал редко, эффекта от его работы с немаленьким, между прочим, окладом, не было. В какой-то момент его деятельностью (вернее, бездействием), заинтересовался собственник и его служба безопасности. А компания была такая…. скажем, со своими особенностями в плане управленческой паранойи. Это могло плохо кончиться, и я предложила бывшему коллеге уволиться как можно скорее, для его же блага. Но в итоге получила гневную отповедь от его жены, с криками и обвинениями, с угрозами в мой адрес. Как-то совсем «за кадром» остался тот момент, что он получал немаленькую зарплату в течение 9 месяцев, практически ничего не делал, и вместо «спасибо» на меня вылили ушат грязи. «Ни одно доброе дело не остается безнаказанным» — очень верное высказывание!
    И потом, дружеские отношения в компании нарушают существующую организационную структуру с формальной подчиненностью, и бизнес-процессы перестают работать. Вроде бы человек занимает невысокую должность, и эффективности от его работы «кот наплакал», но он играет в футбол с собственником, и никто не смеет задать ему вопросы — что он делает в рабочее время? Такие «неформальные» отношения сильно снижают мотивацию остальных сотрудников. Зачем рядовому сотруднику отдавать работе все силы, задерживаться допоздна, чтобы успеть обработать все документы, если рядом за столом сидит человек, который получает в два раза больше, и при этом ничего не делает? Да еще и перекладывает свою работу на коллег, и без того перегруженных?
    «Клановая» корпоративная культура, которая процветает во многих российских компаниях, основана на принципах «лишь бы человек был свой», профессионализм играет второстепенную роль и при подборе, и при оценке труда. Такой тип корпоративной культуры не нацелен на эффективность бизнеса, на результат, а только на отношения.

Добавить комментарий