В условиях постоянно меняющегося рынка важно не только наращивать экспертизу в своей профессиональной сфере, но и развивать кросс-функциональные компетенции. T-shaped — это ответ на скорость изменений технологий и стратегий бизнеса.

Почему именно T-shaped? Рассказывает Владимир Химаныч, директор по персоналу Райффайзенбанка.

Кто такие T-shaped специалисты?

Этот термин получил популярность в 90-х годах благодаря международной дизайнерской фирме «IDEO». У Т-образных сотрудников есть основная профессия, в которой они высококлассные эксперты, и «развилка» буквы «Т» — другие специализации, о которых есть представления, но не уровня мастера. Они могут выполнять какие-то базовые или продвинутые действия в рамках смежных специальностей и знают основные правила. Например, человек хорошо кодирует на Java — это его основная компетенция. А параллельно он умеет писать код на JavaScript и может программировать на C++.

Зачем такие сотрудники нужны компании?

T-shaped-сотрудники — это не цель, а средство сделать выдающийся продукт или внедрить прорывную технологию. Это ответ на требование времени, когда успешными остаются только те компании, которые способны тонко чувствовать потребности клиента и быстро подстраиваться под них. Изначально сотрудник должен хотеть сделать хороший сервис или продукт, а на пути к цели он становится T-shaped-экспертом.

T-shape подход пришел на смену узкой специализации — I-shaped сотрудникам. После эпохи конвейеров, когда каждый человек делает один этап работы, перекидывает ее дальше и уходит домой, сложно перестроится на другой подход. Но постепенно все стандартные и монотонные функции будут автоматизироваться, заменяться на технологические решения. Незаменимыми сотрудниками будут те, кто умеет совмещать и готов непрерывно учиться, искать ответы в смежных областях.

Сейчас мы в Райффайзенбанке вполне серьезно обучаем наших топ-менеджеров основам программирования. Хотим, чтобы руководители понимали, что значит писать код своими руками. Конечно, они не станут программистами, но повысится уровень понимания темы, появится умение говорить на одном языке с людьми, которые этим занимаются.

Почему одной специализации недостаточно?

Одна из ценностей T-shape подхода — взаимовыручка, когда члены команды помогают друг другу справляться с большим объемом текущих задач. Чем больше таких людей в команде, тем более гибко она реагирует на любые изменения.

Вторая ценность — высокий bus factor. Звучит устрашающе, но суть фактора такая – сколько человек может «сбить автобус», чтобы работа команды остановилась. Чем выше цифра, тем стабильнее работа команды.

В идеале должна быть цифра, равная количеству участников команды минус один. Это значит, что один человек сможет довести задачу до конца, даже если это будет очень медленно.

Кто-то заболел, ушел в отпуск, отпросился — а работа продолжается. Сначала сложно, медленно, но постепенно команда учится полноценно поддерживать функции отсутствующего члена команды. Если человека пугает, что его могут заменить, то он не T-shaped-специалист и не сможет развиваться в нашей философии.

Расскажу на реальном примере. Одной из первых T-shaped-команд в нашем банке стала команда SME Digital — это направление полностью дистанционных услуг для малого бизнеса в городах, где нет офисов банка. В эту команду требовались люди, готовые к постоянному обучению и развитию в смежных областях, к полной автономии, собственным амбициозным целям и ответственности за их выполнение.

Начало было сложным, далеко не все кандидаты были готовы развиваться в параллельных областях и делиться своей глубокой экспертизой с командой. Мы отказывали многим после собеседований, и многие отказывали нам. Но в итоге, в команде остались только увлеченные люди, которые теперь успешно тишейпятся.

В прошлом году команда успешно запустила 90 городов, где нет физических отделений Райффайзенбанка, и даже получила награду «Банк года» премии «Финансовая элита России» за свои успехи в развитии услуг для бизнеса. Сегодня в банке уже много подобных команд, а культура T-shape является частью нашей философии.

Как будет развиваться T-shape подход?

В любой компании, которая развивает T-shape подход, важно обеспечить три условия:

1) Самостоятельность. Команда и сотрудники могут принимать самостоятельное решения. При этом каждый понимает свою ответственность, а руководители допускают возможность людей ошибаться в каких-то разумных пределах.

2) Амбициозные цели. Когда люди понимают глобальную цель команды и свой собственный вклад, то приходят на работу не за зарплатой, а за своим успехом.

3) Возможности роста. Люди могут узнавать новое, повышать свой уровень и проявлять себя. В рамках команды ты можешь заниматься тем, что тебе нравится.

Эти факторы отражают современные взгляды на развитие технологически продвинутой компании. По сути, главные качества T-shaped-специалиста — это наличие желания и отсутствие страха пробовать новое. Широкий кругозор дает больше шансов стать успешным в карьере, семье и в любом проекте. Мы в Райффайзенбанке делаем ставку именно на такой подход.

⠀ ⠀ ⠀ ⠀

Как вы считаете, в вашей компании применим такой подход развития сотрудников? А может, ваша команда уже состоит из T-shaped специалистов? Расскажите об этом в комментариях или присылайте свои истории на say@zarplata.ru 🙂