Могут ли школьники работать в IT-компании?

Posted by

Технологический прогресс и доступность информации меняют мышление людей. Современные дети отлично владеют компьютерами, самостоятельно изучают программирование и с интересом ковыряются в железе. Можно ли мотивировать подростков и дальше развиваться в этом направлении? Или лучше сразу бросить их на передовую, чтобы они опробовали себя в реальных боевых условиях?

Согласно опросу, проведенному компанией Brainly совместно с порталом Znanija.com, ученики старшей школы (15-18 лет) все чаще делают выбор в пользу точных, а не гуманитарных профессий. Подростки резко охладели к искусству, творчеству и даже к некогда популярным юридическим специальностям. 13,61% старшеклассников сегодня мечтают работать в сфере информационных технологий. Учитывая, что в 2018 году Фонд российских интернет-инициатив заявил о нехватке 2 000 000 IT-кадров, подобные детские мечты крайне уместны и даже полезны для рынка труда.

Возросший интерес подростков к IT-сфере обусловлен не только распространением технологий, но и рядом других факторов. Даже увлечение ребенка видеоиграми может привести к тому, что в какой-то момент он задастся вопросом: как эти игры вообще создаются? А создают их именно программисты, архитекторы и геймдизайнеры. Профессии эти становятся все более престижными и привлекательными. Сотрудники IT-компаний хорошо зарабатывают, а кто же не мечтает получать высокую зарплату?

Систему российского школьного образования в том виде, в котором она существует сейчас, вряд ли можно назвать идеальной почвой для взращивания будущих IT-специалистов. Учебные программы безнадежно устарели и не способны подстраиваться под стремительно развивающиеся технологии. Оборудование и программное обеспечение требуют обновления, а небольшого количества уроков информатики определенно недостаточно для того, чтобы школьники успели выработать прочную практическую базу.

«Существующая система образования, как мне кажется, не соответствует современным запросам. Не существует нормальных инструментов взаимодействия между реальным бизнесом и школьниками старших классов, чтобы последние могли совмещать работу с учебой. Им не хватает практических знаний, которые дают в школе, хотя они вполне способны получать их в реальных условиях. Образование должно быть направлено на получение навыков и компетенций, а не только теоретических знаний», — замечает Александр Калинин, генеральный директор компании Sibedge.

«Уроки информатики в школе проходят для меня бесследно. Программа, по которой я учусь, бесполезна. Считаю Pascal устаревшим языком, а в мире сейчас создаются тысячи приложений и игр на С++ и Java. На уроках информатики хочется хоть немного приблизиться к реальному миру программирования. Но сейчас за пол-урока я делаю все задачи в Паскале, а оставшееся время рисую в MS Paint или решаю задания для ЕГЭ», — делится своими мыслями Ксения, учащаяся 10-го класса.

Решение — IT-классы

Пока Министерство образования не спешит подстраиваться под технологические реалии, власти столицы предложили вариант решения проблемы. В феврале мэр Москвы Сергей Собянин поручил создать в столичных школах специализированные IT-классы. Эксперимент проводится на базе 34 московских школ. Чтобы попасть в эту программу, учащиеся должны были сдать вступительные экзамены. Из 3300 желающих лишь 2100 школьникам удалось пройти отбор. С 1 сентября они смогут выбрать одно из популярных направлений в IT-сфере: программирование, большие данные, информационная безопасность, робототехника, технологии связи, моделирование и прототипирование.

«Создание IT-школ — одна из лучших инвестиций в будущее отрасли. Во-первых, выпускники таких школ обладают более широким кругом компетенций и лучше понимают, какую специализацию им выбрать в будущем. А во-вторых, они с детства привыкают к выполнению более сложных и нестандартных задач, поэтому в будущем способны заменить собой сразу нескольких сотрудников в компании, а в исключительных случаях — даже небольшой отдел», — рассказывает Иван Чирков, бренд-директор портала по поиску работы «Зарплата.ру».

Зачем владельцам IT-компаний тратить время и деньги на школьников?

Во-первых, это вопрос профориентации. Увидев работу IT-компании изнутри, подростку будет проще понять, хочет ли он  связать с этим свою жизнь. Как итог — больше IT-кадров. Во-вторых, практический опыт работы в полевых условиях позволит детям совершенствовать навыки и учиться работать в команде начиная со школьной скамьи. Получаем более подкованных айтишников. И, в-третьих, школьники с высокой вероятностью захотят работать в компании, в которой стажировались, после вуза или параллельно с получением высшего образования. Так решается проблема кадрового дефицита.

Именно поэтому наиболее сознательные представители IT-отрасли запускают специальные профориентационные проекты. Среди них — инициатива «IT-Старт», осуществляемая несколькими российскими digital-компаниями совместно с Департаментом образования в городе Томске. В ее рамках учащиеся 8–11 классов создают программное обеспечение в ходе хакатонов, участвуют в интеллектуальных IT-викторинах, расширяют кругозор на экспертных мастер-классах и посещают офисы крупных IT-компаний с экскурсиями. Некоторых школьников эти компании затем берут к себе в качестве стажеров. 

«Это, безусловно, инвестиция в будущее. Все обязательно к нам вернется. И такой подход позволяет стратегически решить проблему кадрового дефицита. Следует понимать, что у молодых ребят, которые только выбирают свой путь, еще нет понимания, что такое работать в IT-компаниях. Им нужно помогать, показывать все и объяснять», — рассказывает Александр Калинин, генеральный директор компании Sibedge.

«Бизнес в первую очередь заинтересован в компетентных, амбициозных и опытных специалистах. Но, откуда им появиться на рынке, если для этого не подготовлена база? Школьники должны узнать об IT-профессиях, о том, какие возможности откроются перед ними, если они решат развиваться в этом направлении», — считает Тимур Ахмеджанов, директор компании i-Link. 

Из 532 участников программы «IT-старт» тремя компаниями были выбраны 14 стажеров. Разумеется, знаний и опыта школьников недостаточно для того, чтобы они могли полностью заменить квалифицированных специалистов в IT-компании. Кроме того, по закону продолжительность рабочего дня для несовершеннолетних сотрудников сокращена. Поэтому, чаще всего, им поручают роль помощников инженеров из разных отделов. Школьники вполне способны выполнять несложные задачи, снимая часть нагрузки со своих непосредственных руководителей. При этом, стажеры видят все несколько иначе, чем взрослые эксперты, благодаря чему могут привнести в проект свежие идеи и сформулировать ценные предложения.

«Школьники очень быстро впитывают необходимые базовые знания и часто начинают предлагать нестандартные решения. У них нет жестких границ, они открыты всему новому и чаще используют творческий подход. Из личного опыта — школьники создают классные прототипы сайтов. На интуитивном уровне они разрабатывают вполне рабочий прототип с точки зрения UX/UI», — отмечает Тимур Ахмеджанов, директор компании i-Link.

«В целом опыт стажировок школьников мы оцениваем как положительный. Однако нужно понимать, что они пока не готовы принести компаниям большой практической пользы, именно в плане их привлечения к коммерческой разработке. Скорее, это задел на будущее. Но есть дополнительная польза от стажировок — формирование soft-скиллов сотрудников, которые выступали наставниками для школьников на стажировках. Это дополнительная возможность прокачать такие компетенции, как умение обучать других, умение формулировать и доносить свои мысли, оценивать сроки выполнения задач и прописывать критерии приемки, а также умение работать в команде», — считает Алексей Пономарев, директор компании «ТомскАСУпроект».

Школьники, которым посчастливилось попасть на стажировку в компании, принявшие участие в реализации программы «IT-старт», отзываются о своем опыте с восторгом:

«Круто, что даже будучи несовершеннолетним, ты можешь попасть на работу в реальную IT-компанию. Имея дело с настоящими проектами и наблюдая за работой профессионалов, получаешь бесценный опыт, который несомненно поможет в будущем. Работа в IT-компании помогает почувствовать ответственность за то, что ты делаешь, понять, насколько важно выполнять все максимально качественно», — рассказывает Вячеслав, 17 лет, стажер на должности Android-разработчик.

Несмотря на то, что уже сегодня мы можем наблюдать определенные действия со стороны властей отдельных городов, трансформация системы школьного образования осуществляется крайне медленно и сильно отстает от скорости технологического прогресса. Такие локальные инициативы, как «IT-старт», способны подать пример остальным digital-компаниям, но очень хочется, чтобы происходило все это на федеральном уровне и при всесторонней поддержке правительства. Вот что думают на этот счет руководители IT-компаний:

«Необходимо дать школьникам возможность видеть работу специалистов и задавать им вопросы. Простыми словами рассказывать про задачи, которые приходится решать, про soft-скиллы, нужные в разных профессиях. Чтобы каждый мог понять, что ему подошло бы, что ему интересно? Уже сейчас нужно помочь школьникам выстроить свою профессиональную траекторию, заинтересовать миром IT», — считает Алексей Пономарев, директор компании «ТомскАСУпроект».

«Я бы предложил перейти на проектное обучение, которое требует от школьников применения полученных знаний на практике. Так школьник сможет постоянно совершенствоваться, получит дополнительную мотивацию на саморазвитие и возможность проявить свой творческий потенциал. Школьники наконец начнут понимать «а зачем мы это учим? а зачем мы это проходим?», — говорит Тимур Ахмеджанов, директор компании i-Link.

Получается, что профориентационные мероприятия выгодны обеим сторонам. Для школьников это возможность найти себя, увидеть жизнь реальных IT-компаний изнутри, получить практический опыт и новые знания. Для IT-компаний — выгодная инвестиция в будущее, способная в перспективе решить вопрос кадрового дефицита. 

Анна Алеутдинова, руководитель ЦПК Sibedge

А что вы думаете по этому поводу? Поделитесь мнением в комментариях.

Добавить комментарий